Откуда есть русскую землю - 6

Dec 08, 2024 21:59

Хорошую женщину бабою не назовут

По смерти князя Игоря единственным мужским представителем рода Рюрика и наследником престола оказался его сын Святослав… Кстати, почему ни одного отечественного историка до сих пор не волнует вопрос, почему Ингвар и Хельга назвали сына Святославом - на языке холопов? Не было нигде таких обычаев. Во Франции королей всегда звали Хлодвигами-Людовикусами и Карлами-Каролусами, даже когда о франках забыли навсегда. Та же фигня была в Испании, Португалии, Англии… Везде самым традиционным и консервативным обычаем было имянаречение в правящей династии. Вестготы и нормандцы, даже без остатка растворившиеся в завоеванном «подлом быдле», столетиями спустя упрямо называли сыновей в честь славных предков. Единственное, наверное, исключение - конунг Лотарингии Цвентибольд, сын кайзера Арнульфа из Каролингов, но его назвали в честь крестного отца, князя Великой Моравии Святоплука I. А тут буквально в третьем колене предков продали и предали. И ведь не они одни - сына Свенельда зовут Мстиша… Всей правды мы не знаем ©



Ольга приказывает кОзнить послов древлян

Год рождения Святослава неизвестен - в одном из списков ПВЛ указан 942-й, но в других оной даты нет. Впрочем, настаивающие на 920 или 927 году не могут объяснить, почему тогда в год смерти отца (945) согласно недвусмысленной записи в той же ПВЛ «был Святослав еще ребенок». Причем ребенок-ребенок - кинутое им копье «пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам», то есть тут явно детсадовский еще возраст, а не школьный… Посему реальную власть получила его мать Ольга, но по факту ли, с проведением официальной церемонии и возложением на себя титула регента ли - сие нам не ведомо. Было ей тогда неизвестное количество лет - исторЕГи играют в «а у меня не такЪ!» от цифры 52 года до 25 лет.

И далее в ПВЛ следует совершенно феерический и абсолютно фэнтезийный рассказ о том, как Ольга укокошила три посольства от древлян, желавших выдать ея за своего князя Мала (простые патриархальные нравы - мужа убил, на жене женился…), а потом сожгла их столицу Искоростень (ныне Коростень в Житомирской области) с помощью обреченных на жуткую смерть голубей и воробьев с привязанными к лапкам горящими фитилями… Во-первых, непонятно, с какого перепоя только что дважды нагнутые дружиною князя древляне так оборзели - из дружины-то они перебили только несколько человек, приехавших с Игорем в третий раз. Княжая дружина и дружина Свкенельда, судя по предыдущей сказке из ПВЛ, уцелели и вполне могли, объединившись, навалять не только древлянам, ведь они держали в дани и страхе всех восточных славян, иначе чего они все так боялись? «Про птицев» я вообще молчу - это какие-то древние притчи возраста примерно «басен Езоповых» (имеется и у Саксо Грамматикуса, и в англских хрониках о конунге Гутруме - снова все скандинавцы…). То же и про три перебитых посольства - чего древляне с первого раза не поняли?..



Воины Ольги истребляют древлян

Короче, в сухом остатке факты - Ольга собрала войско из своего сына, его «кормильца» (воспитателя) Асмуда (снова чистое скандинавие - Асмунд), Свенельда и всех прочих «воинских людей», пошла на древлян, победила, перебила и город сожгла. Но глупая смерть Игоря от жадности даром не прошла - Ольга с 945 по 947 года «установила оброки и уставы» (размер дани и срок ее сбора), а также погосты, места сбора дани, которым теперь занимались специально назначенные чиновники-тиуны. «И так, установив всё, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви». После чего в ПВЛ снова лакуна почти на десять лет - вплоть до 955 года.

В 949 году василевс Константинос VII Порфирогенитос пишет трактат «Πρὸς τὸν ἴδιον υἱὸν Ρωμανόν» («Моему сыну Романосу», нагло переобозванный исторЕГами в «Об управлении империей»), где упоминает «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы [лодки-однодревки] являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослейвос, сын Ингора, архонта Росии». Сия фраза снова ничего не объясняет - если Святослав сидел в Новгороде как «сын архонта», то, получается, сам Игорь был еще жив?.. Затем уже ПВЛ переходит от фэнтези к дамским романам, повествуя о внезапном (зачем???) визите Ольги в Константинополис, где плененный красотою 62-летней дамы (ну, или всё-таки 33-летней - в любом разе, получается, царь был падок на женщин бальзаковского возраста…) Константинос хотел на ней жениться под угрозою насилием, но «архонтесса русов» его обманула. Заявив, что нельзя василевсам жениться на язычницах, Ольга потребовала крещения, а когда царь свершил обряд и стал ее крестным отцом, заявила, что «христьянки за отцов не выходЮт».



Ольга устанавливает оброки и погосты

Тут даже не ясно, что удивительнее - то, насколько язычница из Киева была погружена в нюансы христьянской доктрины, или то, насколько тупым был василевс, не понимавший таких элементарных вещей… Короче, снова фэнтези. Из достоверного Константинос описал визит «Эльяс, архонтессы русов» в сочинении «Περί τῆς Βασιλείου Τάξεω» («Об устройстве басилевсовом», опять переобозванном нерадивыми исторЕГами в «О церемониях»), не указав года события. Зато он указал даты официальных приемов: среда 9 сентября и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 946 и 957 годам. При описании называются василевс (сам Константинос) и Романос II Младший, сын Константиноса, который стал формальным соправителем отца в 945. Упоминание детей Романоса свидетельствует в пользу 957 года, который и считается общепринятой датой визита Ольги и ее крещения.

Немецкая хроника «Продолжателя Регинонуса Прюмензиса», написанная Адальбертусом Магдебургензисом, сообщает под 959 годом: «Пришли к королю [Отто I Великому], как после оказалось лживым образом, послы Елены [принятое Ольгой при крещении имя], королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников». Адальберт был отправлен в Киев, однако же миссия потерпела неудачу - священник был вынужден уехать, а некоторые из его спутников убиты. Ибо все попытки Ольги крестить сына оказались тщетны: «Он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем» и заявлял, что дружина не потерпит над собой конунга-христьянина…

t.me/Tercios_catrenos

Медиум евум, Есть русь

Previous post Next post
Up