Встречают по одежке - провожают по утру…
Как известно, индийские женщины носят сари. Так вот, для раджпуток сари не было характерно. Они испокон веков носили широкие юбки и блузы. Костюм называется «канчли-курти» и состоит из широкой длинной до полу юбки («гхагра»), под которой надеты широкие в талии (до 3 м, собранные на веревочку) и узкие в щиколотках штаны или нижняя юбка; коротенькой выше талии нижней блузки-лифа; закрывающей бедра верхней блузы - широкой или приталенной в зависимости от назначения (дома, для работы или нарядная, для отдыха) и обязательного покрывала из нежной ткани на голову. Это покрывало надевается сначала поверх юбки в один слой и затыкается за нее на талии (получается как бы полусари), и далее длинный и широкий свободный конец накрывает плечо, голову и второе плечо.
Кликабельно
Когда раджпутская дама выходит из дому, она надевает поверх этого шарфа еще один, более плотный, да так, чтобы и лицо было закрыто; в этом и состоит буквальное «занавешивание» женщины - «гхунгхат». Цвет одежды и особенно этого покрывала имеет важное ритуальное значение, по нему и по рисунку ткани можно многое понять о событиях, которые женщина переживает в данный момент жизни. Так, разные оттенки алого и красного цвета считаются в традиционной культуре цветами любовной страсти и поэтому используются для свадебной одежды; отделки красного цвета служат напоминанием об этой стороне жизни в любом контексте. Желтый - цвет плодородия и религии. Поэтому, например, когда только что родившая ребенка женщина после совершения очистительных обрядов выходит на люди, она бывает одета в покрывало желтого цвета с красной каймой и красными же крапинками; и всем всё понятно.
Любопытно, но синий цвет «индиго» в Индии считается неподходящим для одежды, которую надевают прямо на тело: говорят, эта краска раздражает кожу. Она подходит для «технических» и декоративных тканей прежде всего. Вообще, синий цвет в одежде не сильно популярен. Любимые цвета для юбки - красный, желтый, зеленый, она может быть украшена вышивкой с золотыми и серебряными нитями.
Також кликабельно
Особенно много смысла в расцветке мужских тюрбанов. Для раджпута это настоящий символ его статуса и чести. Фасон, цвет, размер этого головного убора имеет особое значение и может рассказать о том, откуда происходит человек, о его касте и многом другом. Они бывают белые и ярко окрашенные. Самые ходовые, подходящие для множества ситуаций - темно-красные. Оранжево-красноватый, так называемый «львиный» цвет «кесари» - для погруженных в религию людей, прежде всего ритуальный. Шафраново-желтый - цвет раджпутского героизма, самый благоприятный, его надевают также во время свадьбы. Белый - траурный, члены семьи умершего надевают его для похоронной процессии. Пришедшие на похороны люди могут быть в белых, темно-синих и темно-коричневых.
Специальные расцветки предназначены для определенных сезонов года. В месяце пхальгун, весной, когда все цветет и природа пышна и полна страсти, носят тюрбан белого цвета с ярко-красными концами, его укладывают так, чтобы эти концы торчали петушком. В июле основной цвет - бледно-розовый с жемчужным отливом. В муссон могут носить зелено-розовый полосатый. В благоприятных ситуациях надевается пятицветный торжественной раскраски тюрбан - расписанный красками кесари, розового, красного (преобладающий) и желтого, да еще оставшиеся крапинки фонового белого цвета. С тюрбаном связаны различные приметы и суеверия. Так, плохой знак - увидеть мужчину без него. Недопустимо перешагнуть через лежащий тюрбан или поддеть его ногой, особенно чужой. Снять свой перед кем-то - показать униженность, прося прощения или милости. Положить к чьим-нибудь ногам означает выказать полное подчинение ему. Обмен тюрбанами означает дружбу на всю жизнь.
Другие предметы мужской одежды: рубаха «курти», штаны и дхоти (несшитая одежда для нижней части тела), туфли без задников и с загнутыми носами, стеганые куртки и халаты, одеяла хлопчатобумажные и шерстяные как накидки в прохладе ночи и в пути. Туфли, особенно кожаные, как предмет оскверняющий, нельзя трогать руками, поэтому они без задников; по этой же причине они могли изготавливаться из парчовой ткани на веревочной подошве.
Анналогически кликабельно
Дети часто носили то же самое, что и взрослые, но маленьких размеров. Самые маленькие мальчики могли быть одетыми минимально, но при этом обязательно с оберегами-амулетами на шее и запястьях. Удобными считались рубашонка и штаны с прорехой, часто простые белые полотняные. Детям обязательно сурьмили глаза.
Раджпутские женщины носили многочисленные ювелирные украшения, в том числе наборные серебряные ювелирные пояса. В большом ходу были браслеты для предплечий и для лодыжек. Последние бывают снабжены колокольцами, так что при ходьбе издают мелодичное позванивание, про которое говорят, что в сердцах влюбленных оно вызывает прилив страсти. Даже мужчины носили серьги и ожерелья. У состоятельных раджпутов пользовались популярностью украшения для тюрбана, особенно вошедшие в моду при Моголах. Раджпутские женщины обязательно носят золотую подвеску «пала» с изображением семи богинь. Подбор украшений исполнен глубокого смысла. В них используется золото, серебро, слоновая кость, самые разные виды драгоценных и полудрагоценных камней, которыми так славится Индия, жемчуг и кораллы. Широко используются золотая и серебряная канитель и прочные текстильные нити.
t.me/Tercios_catrenos