Девочка - это вам не мальчик
Рождение девочки вовсе не вызывало такой бурной радости, как рождение сына. В прошлом у раджпутов существовал инфантицид девочек, их усыпляли опиоидами. Это не осуждалось и не наказывалось. Интересы кхама требовали наличия большого числа мужчин, которые бы могли защищать и кормить всех. Многие факторы влияли на их традицию ограничивать число женщин в обществе. Одно из соображений, принимавшихся во внимание, - то, что девочки покинут родительский дом, выйдя замуж. При этом им надо собрать приданое. Но если в семье растет дочка, то чадолюбивые индийские родители любят и лелеют ее также, как и мальчиков. Когда возникает вопрос о том, чьи интересы предпочесть - сына или дочери, выберут всегда сына, сыновья знают это с раннего детства. Но дочерей жалеют, полагая, что лучше, чем в родительском доме, им уже не будет нигде.
Всё женское воспитание направлено на то, чтобы девочка стала хорошей женой. Ее постепенно привлекаются к различным работам по дому, обучаются искусству приготовления пищи, вязанию, заботе о домашних животных - это будет их главной обязанностью во взрослой жизни. Девочкам не разрешается выходить за ворота дома (усадьбы), а у себя во дворе они общаются со сверстниками-родственниками. Даже деревенские раджпутки редко появляются на улицах. Они сидят за стенами своего дома или во внутренних двориках, где им создаются относительно комфортные условия. Девочки воспитываются так же. Однако затворничество не значит неотесанность - девушки обязательно получали домашнее образование, их учили читать и писать, даже самые незнатные отцы старались учить дочерей грамоте. Благородные же дамы должны были уметь писать стихи, письма, вообще изысканно выражать свои мысли на бумаге. Даже принцессы, как часто говорится в балладах и поэмах, не бездельничали. Они, например, поливали деревья у себя в саду, что считалось богоугодным делом. Или кормили рыб в пруду. Они интересуются всем, что происходит в доме и в семье и мечтают выйти замуж за героя.
Но как свидеться с этим героем? Исчерпывающие инструкции дают баллады. Герой, переодевшись как аскет-йог, приходит в дом отца девушки, о которой слышал только хорошее. Мать спокойно пускает в дом этого «йога», и с ним можно общаться наедине, и даже не надо закрывать лица, ведь он божий человек, и общение с ним не может быть вредным для девиц. Но девица умна и наблюдательна: она сразу видит, что у «йога» гордая кшатрийская осанка, на его лбу не распрямляется врезавшаяся в кожу красная полоска от плотного воинского тюрбана, ступает он, как лев, а глаза сверкают огнем. А самое главное доказательство того, что молодой человек - раджпут, а не аскет: он ни за что не сядет не там, где подобает мужчине-воину. Сидеть пристойно только на самом высоком сиденье в самом лучшем месте комнаты и в самом ритуально ценном, а главное - никак не ниже, чем женщина. Это настолько часто рассказываемая хитрость и уловка, что даже странно: как это бдительные мамаши ничего не замечали (ведь и они были когда-то девицами)?!
Живут раджпутские принцессы в комнатах на верхних этажах башен или дворцов в крепости, в расписных покоях, за сандаловыми резными ширмами в хрустальных залах, в окружении павлинов и лебедей в прудах…Многочисленные подобные покои сохранились, тут теперь расположены музеи. В балладах и поэмах дамы большую часть времени проводят на башнях и крышах - глядят вдаль, высматривая, не едут ли их любимые воины из похода, с охоты и т. д. А вернувшихся домой своих мужчин они встречают полагающимися обрядами, обедами и замечательными разговорами: всё выспросят, дадут мудрый совет, все поймут и даже растолкуют, а иногда помогут избежать неприятностей. А иногда и «берут ответственность на себя». Например, главная героиня эпической поэмы «Алха-кханда» рани Малхна, главная жена правителя Махобы Пармала Чанделла, уже старого и совсем не храброго человека, проявляет удивительный характер. Государство погибает, кругом враги, на мужа надеяться не приходится. Что ей остается делать? Она уверена в своих приемных детях, героях Алха, Удая и их братьев, которых она вырастила и воспитала. Теперь они помогут ей в сражениях с врагами, защитят страну. И ей первой они рассказывают о своих удачах и неудачах, и дают ей отчет в делах - как матери. С нею они обсуждают стратегию и тактику своих действий.
Когда женщина выходит замуж, она приходит жить в семью своего мужа и должна соблюдать все обычаи и традиции этого дома, иногда даже одеваться иначе, чем привыкла в родном жилище. Главное в этих домашних традициях - почитание определенных богов, в том числе богинь-покровительниц кхама («кул-деви») и поддержание культа «сатимата», то бишь женщин-предков этой семьи, совершивших некогда обряд сати. В обязанности женщины входит проведение необходимых ежедневных и периодических обрядов и ритуалов перед богами, которых почитает семья. Раджпутки держат посты и соблюдают обеты, хотя распространенные в индуизме паломничества к святым местам совершают нечасто - по причине затворничества. Женщины семьи соблюдают все необходимые праздники и проводят полагающиеся обряды, то бишь они определяют весь ход и порядок религиозной жизни семьи. Мужчины тоже принимают активное участие в ритуалах, но в большей части их роль бывает второстепенной.
t.me/Tercios_catrenos