Раджьи дети - 26

Nov 01, 2024 00:29

Одно слово - женщина…

Выйдя замуж, жена раджпута переходит в семью мужа. Ее имя в доме не произносят, хотя в родной семье дочерей называют по личному имени. В семье мужа ее называют клановым именем или по месту происхождения - Ратхор-джи или Мерта-рани. Сохранение родового имени после замужества говорит о том, что родственные связи даже замужних женщин с кхамом отца не обрываются, и ее родичи всё же рассчитывают, что она в новой семье будет иметь в виду их интересы. В то же время, называя ее по родовому имени, семья мужа оказывает тем самым уважение к ее отцу или его кхаму. Этот обычай сохраняется и сейчас.

Особая тема - брачные взаимоотношения раджпутов с Моголами в XVI-XVIII веках. Индийский историк писал так: «Индийские принцессы выдавались замуж за мусульманских правителей задолго до брака Акбара с дочерью Бихар Мала. Уже в 1176 году жена раджи княжества Уч отдала свою дочь Шихабуддину Гури. Мать Фируз Шаха Туглака была раджпутская принцесса из клана Бхатти из Дипалпура. Еще больше примеров из жизни мусульманских правителей Декана. Но при Акбаре началась совершенно новая политика. Если раньше индийская принцесса становилась для своей родни всё равно что умершей, и никаких отношений с нею и ее мужем не поддерживали, то теперь родственники-индуисты считались ровней с Моголами - кроме того только, что не могли вместе с ними принимать пищу, молиться или брать себе в жены мусульманских девушек».



Самая заметная бытовая особенность семейной жизни раджпутов - это затворничество замужних женщин, которое называется мусульманским словом «парда» (занавеска). Известно, что в индуизме высокие касты стремятся максимально ограничить круг общения своих женщин, это считается свидетельством особой ритуальной чистоты касты и одним из символов ее высокого статуса. Неясно, существовал ли оный обычай у раджпутов еще до переселения в Индию, или был перенят ими как атрибут и маркер высокой касты. Его домусульманское название - «гхунгхат», буквально «конец покрывала». В прошлые века при традиционной жизни в клановых усадьбах (для семей попроще) и в дворцах и крепостях (для владетельного кхама), - всегда жизнь женщин клана была устроена «как положено», в затворничестве, в относительной изоляции, с особыми мерами предосторожности для обеспечения жизни «по чести». Раджпуты были убеждены, что сакральная сила женщин кхама напрямую зависела от обстоятельств их жизни. Иногда обычай затворничества приписывают влиянию мусульманских обрядов.

История раджпутов знает случаи, когда женщины нарушали установленные для них правила и тем самым ставили себя в «особое положение». Самый знаменитый пример - принцесса Мира Баи, талантливая поэтесса, создававшая стихи о мистической любви к богу Кришне. Она родилась в кхаме Ратхоров в Мерте около 1498 года, рано лишилась матери и воспитывалась во дворце своего деда Дуда Ратхора, где на нее оказывали большое влияние религиозно настроенные дальние родственники. Предание гласит, что еще совсем крошкой Мира так восхищалась божественным Кришной и так любила его изображения, что мать шутила: «Наверное, ты выйдешь за него замуж». Но ее выдали замуж в Мевар, в Читтор, за сына великого раны Санги - принца Бходжраджа. Но оказалось, что Мира Баи не любит и не хочет быть добродетельной матерью семейства и благочестивой женой. Она была поглощена «бхакти» - мистической любовью к богу, безграничной преданностью и служением ему, сочиняла песни о Кришне, посещала с паломничествами места, связанные с его историей, участвовала в экстатических танцах, составлявших элемент культа.

Всё это могло бы сделать ее в глазах общества почти святой - но если бы она была мужчиной и не принадлежала к раджпутскому кхаму. А так получалось, что она нарушает все правила - и как женщина, и как принцесса, и как раджпутка. Раджпуты вообще невысоко ценят чрезмерно религиозно настроенных людей - для них это ненормальность. Из стихов самой Миры известно, что родственники принесли к ней корзинку с ядовитой змеей и потребовали приложить ее к груди. Мира подчинилась, но бог спас ее, змея не причинила вреда. Они пробовали отравить женщину, но и яд, как говорят, не смог одолеть святости, которую приобрела Мира. Тогда она покинула дом и ушла с паломниками бродяжить. Около 1546 года она умерла в священном городе Дварке в Гуджарате. По легенде, возлюбленный Кришна забрал ее к себе.

У раджпутов в их традиционном обществе женщина, коль скоро они оставили ей во младенчестве саму возможность жить, становится по-настоящему ценным членом общества лишь как мать героя-воина. Она считает своим долгом воспитывать сыновей в рыцарском духе. Про мальчиков-раджпутов говорили в прошлом: щит - его колыбель, а кинжалы - игрушки. Женщины постоянно читают им сами и рассказывают историю рода, приглашают бхатов поведать детям о славных героических подвигах предков. Для них самих семейные предания и героический эпос - главное интеллектуальное развлечение, и в этом духе они воспитывали своих сыновей. Раджпутская мать благословляла сына на битву за правое дело и без слез должна была принять известие о его гибели в бою. Это был ее долг перед кхамом и перед богами - отдать сына как жертву.

У индийцев существует поговорка: «Один сын - это не сын». Минимальное «правильное» количество детей - два сына и одна дочь (странное совпадение с постулатом современных демографов о необходимости трех детей в семье для нормального развития общества). Раджпуты уверены, что сыновья рождаются, лишь если строго соблюдаются правила интимных отношений между супругами. Ведь традиционная семья создается не для удовольствия, а ради рождения потомства. Существует детальная регламентация половых отношений - например, они обязательно должны происходить ночью, и только в благоприятные дни, которые вычисляются астрологически. Неблагоприятные дни - воскресенья, 11-й день светлой половины месяца, новолуние, полнолуние. После рождения ребенка мать воздерживается от секса, пока кормит ребенка грудью. Если в семье старшие дети уже вступили в брак, муж и жена прекращают интимные отношения: рождение ребенка свекровью, у которой уже есть внуки, считается большим позором (впрочем, у мужа-то на этот случай всегда под рукой всякие служанки и «младшие жены»...).

t.me/Tercios_catrenos/2590

Раджьи дети, Хинду

Previous post Next post
Up