Не все жены одинаково полезны…
Раджпуты как нехристиане не ограничивали количество жен, которые должен иметь хороший человек, и как немусульмане, не ограничивали количество жен всего четырьмя. «Среднестатистический» раджа имел около 20 супружниц, обычный раджпут «средней руки» - примерно три-четыре. Однако совсем не все они были юридически и социально равны. Всегда существовала главная жена - мать наследника, имевшая при дворе или в доме огромное влияние, «законные» жены, с которыми брак был заключен с проведением официальных церемоний, и наложницы. Последние приравнивались к домашней прислуге (из которой зачастую и происходили - хозяин «имел полное право» развлекаться со служанками) и, собственно, очень часто и выполняли ее функции, ибо были из низших каст и им религией не запрещалась «работа погрязнее», чем главной жене.
Кликабельно
Дети наложниц считались «менее полноценными», и, например, наследовать своему отцу могли лишь в очень исключительных случаях (обычно если оставались «совсем одни», или волей умиравшего отца, ежели могли после его смерти власть удержать). На этом была основана коварная стратегия англичан в XIX веке - они заявляли, что «весь этот ваш индуизм-шминдуизм моя твоя не понимать», и как у христьян записано, что одна законная жена - так и тут будет в Индии у раджей, а ежели от нее нету законных наследников, то всё раджайство «коронус конфискамус». Это, к слову, стало одной из прочих главных причин Сипайского восстания.
В тех случаях, когда раджпут имеет несколько жен, он очень старается первый брак заключить по всем правилам - ведь, скорее всего, именно в нем родится его наследник. У этого молодого человека все должно быть по правилам уже при рождении. Закон первородства в традиционной идеологии никогда не оспаривается, хотя права первородного наследника во многих семьях подвергаются критическому рассмотрению - если подкачают личные качества наследника. Отец за «неподобающее поведение» может лишить принца его статуса, или даже изгнать из страны нафиг. Семейные хроники полны рассказами о борьбе за наследство в раджпутских семьях. Но в целом человека безупречного происхождения при прочих равных условиях было гораздо труднее свергнуть, не навлекая общественное презрение и потерю лица всего кхама.
Кликабельно
Раджпутская семья - это патрилокальная (живущая в доме отца), патрилинейная (принадлежность к семье определяется по отцу), патронимичная (все носят фамилию по отцу) группа родственников, включающая родителей, их неженатых сыновей, незамужних дочерей, женатых сыновей, их жен и детей. Обычно она состоит из 10-15 человек. Замужние женщины признаются членами семьи мужа. В классический период, когда было распространено многоженство, семьи были «ветвистые», их численность геометрически росла, а состав бывал настолько сложен, что разобраться в дебрях родственных отношений могли лишь профессиональные генеалоги из тех самых каст «профессиональных сказителей», о которых уже много раз шла речь.
Раджпутская семья отличается от того типа, который исследователи считают характерным для индийских народов - так называемой объединенной, или большой, семьи: «Объединенная семья - это группа людей, которые обычно живут под одной крышей, едят пищу, приготовленную на одном очаге, владеют имуществом сообща, участвуют в общих семейных ритуалах и относятся друг к другу как родственники». Раджпутская семья вовсе не требует совместного проживания у одного на всех очага и «под одной крышей» - родичи, как правило, расселены в стоящих рядом домах, а весь кхам имеет хорошо укрепленный жилищно-хозяйственный комплекс, который выглядит как крепость. Самые крупные и мощные крепости, естественно, у правящих кхамов, это столичные крепости-города. Но даже в деревнях раджпуты проживают в отдельных поместьях или подворьях, которые огораживаются крепкой стеной для защиты от врагов, диких животных и вообще постороннего внимания.
Кликабельно
Главой семьи считается старший по возрасту мужчина старшего поколения. Иногда старый и немощный отец может передать власть своему взрослому старшему сыну, но и в таком случае его совет и одобрение во всех предприятиях необходимы. Во главе женщин семьи стоит старшая из них - обычно жена главы семьи. Она отвечает за ведение домашнего хозяйства и за воспитание детей, распределяет обязанности между своими незамужними дочерьми и невестками. Отношения «невестка-свекровь», с большим чувством расписанные в фольклоре всей Индии, здесь сильно зависели от социального положения семьи: «Интересно отметить, что если в героических песнях мы обычно видим ситуацию, что свекровь мучает невестку, то народные сказки гораздо чаще описывают противоположную ситуацию». Так что «бывало всякое»…
Каждый отдельный раджпут очень сильно зависит в вопросах жизнеобеспечения от своей семьи, но и в случае личного успеха должен помочь всем остальным продвинуться. Благосостояние и само существование кхама зависело от самоотверженного и неэгоистичного участия в общих делах каждого члена. Без санкции кхама или семьи раджпут не предпринимает вообще ничего, а если что-то и делает, то, подразумевается, на пользу всем. Всё имущество в семье считается общим, кроме одежды и драгоценностей женщин - всё добытое и заработанное, а также посуда, постели, ковры, мебель, полученные в приданое за женами, поступают в общее распоряжение.
t.me/Tercios_catrenos