За Б-га и Б-нь! (премьера сезона)

Oct 17, 2024 17:48

Телеграм нанес туркменофилам коварный удар - там сторонников евроинтеграции оказалось целое гнездо...

Французские британцы

Об истории герцогства Бретонского у меня есть отдельный серЬЯл. Ну а «вкрацы» в XIV веке Бретань была полунезависимым феодальным владением, считавшим королей Франции сюзеренами, но очень не любившим, когда ему об этом напоминали. Обитавшие в городах ремесленники и знать французились, приобщаясь к языку и культуре, но поскольку урбанизация была скромной (только 6 % человеков обитали в городах), пейзане в полях продолжали размовлять бретонскою и не сильно даже пытались «парлять франсэ». Столицею герцогства был град Ренн, другие крупные поселения, игравшие важную социально-политическую роль - Нант, Ванн, Брест, Доль и пр. Население занимало себя рыболовством и морской торговлей (бретонцы до сих пор - лучшие моряки Франции), сельхозом и «лесными промыслами», ибо полуостров всё исчо был покрыт дремучими лесами, хотя уже и изрядно покоцанными с краев и прореженными «неутомимыми тружениками» типа пасшихся там свиней.



Кликабельно-историческая Бретань

Соцструктура герцогства прекрасно известна благодаря сочинению «Très Ancienne Coutume de Bretagne (Очень древние обычаи Бретани)», написанной около 1320-1325 годов. Это полное изложение бретонского законодательства, действовавшего в то время, дополненное исследованиями налоговых документов, договоров дарения и различных архивов. Правящим и непосредственно отправлявшим правосудие сословием были дворяне, ибо, согласно «Обычаям», кто же еще «должен знать лучше и быть более осведомленным в вопросах добра и зла, чем другие люди». Впрочем, там же было написано, что ежели в реальной жизни этого не случилось, то сеньор должен обратиться к «специалистам в области права» (средневековая Франция куда больше всех остальных государств своего времени - страна победившей юридической бюрократии).

Чем таким отличалось бретонское дворянство от того же французского? Во-первых, оно было гораздо многочисленнее: от 3 % до 4 % всего населения, или более 10 000 семейств, почти 50 000 человек. Оно было также очень иерархично. Верхушку в 1320 году составляли около сотни могущественных баронов и графов древнего происхождения, стоящих во главе крупных сеньорий. Герцог относился к ним с подозрением. Многие из них были тесно связаны с интересами короля, поскольку они также владели землями в других частях Франции. Например, де Роаны имели большие поместья в самом сердце герцогства, в более чем 75 церковных приходах, и внушительные замки (Роан, Жослен, Ла-Шез и пр.).



Герб герцога Бретани

Затем шли рыцари-шевальё, которые составляли примерно четверть от общего числа дворян. Наиболее обеспеченными являлись баннереты (имевшие право разворачивать собственное знамя-баннер); они служили в герцогской армии со свитой вассалов и солдат, которых они содержали. Но большинство из них принадлежали к мелкому и среднему рыцарству и едва могли позволить себе собственное военное снаряжение. Самые бедные жили менее чем на 100 ливров в год, что было вдвое меньше зарплаты каменщика. Поэтому они вынуждены были заниматься профессиями, которые «в остальной Франции» считались «неблагородными»: купцы, лавочники, трактирщики, юристы. Те, кто оставался в своих поместьях, жили в усадьбе, которая часто представляла собой большой дом с башней, сами обрабатывали землю и лично контролировали своих крестьян или слуг.

К XIV веку многие дворяне тупо обнищали. Да, юридически был введен майорат, владелец которого должен был выплачивать младшим родственникам ренту. На практике же наследники всё так же часто получали часть сеньории в качестве личной вотчины, и, поскольку семьи были большими, дробление земельных владений происходило очень быстро. Эти мелкие сеньоры, у которых не было средств даже на то, чтобы должным образом экипировать себя конем и полным вооружением, попадали в низшую категорию оруженосцев, которые составляли три четверти от общего числа дворян и находились примерно на уровне богатых крестьян. Примером такого «торпедирующего обнищания» и стала семья дю Гиклян (фр. Guesclin, брет. Gwesklin - варианты прочтения: Геклен, Гесклен, Дюгеклен или даже Дюгесклен).



Герцогский замок в Ренне

Глава старшей ветки рода Пьер II дю Гиклян в 1334 году женился на Жанн де Монфор, родственнице герцога, и владел большими поместьями в районе Сен-Мало, между Рансом, морем и болотами Доль, в районе называемом Кло-Пуле. Резиденцией его был замок Плесси-Бертран в Сен-Куломбе - довольно внушительная крепость. Однако младшая ветвь той же семьи уже стояла на грани превращения в крестьян - шевальё Робер дю Гиклян владел вотчиной Ля Мотт-Брун между Динаном и Ренном. Его резиденцией был «далеко не замок», а всего лишь большая ферма с башней, где вместе с семьей сеньора также проживали несколько слуг. Дополнительный доход приносило приданое жены Робера, Жанн Малемен, дщери нормандского сеньора Саси и Сент-Илер-дю-Гаркуэ - она принесла с приданным сеньорию Сенс и мельницу в Вьесви-сюр-Куэснон на бретонской границе. Всего этого было достаточно, чтобы не жить впроголодь, но социальный статус семьи поднимать было нечем - Бертран (Бельтрам) дю Гиклян, старший сын, оставался простым оруженосцем в течение первых тридцати пяти лет жизни… Впрочем, точная дата его рождения вообще неизвестна - в 1320 году «незнамо какого дни».

t.me/Tercios_catrenos

Медиум евум, Гиклян

Previous post Next post
Up