Раджьи дети - 23

Oct 12, 2024 22:55

Жениться должна девица…

В индийском обществе среди всех правил межкастового общения едва ли не основные - те, которые регулируют брак. Это высшая форма межличностного общения, и если она разрешена для двух групп, то разрешено между ними и всё остальное. С тем, с кем можно вступать в брак, можно есть общую пищу, пить воду, курить, общаться без предосторожностей и т. п. Священный долг высококастового индуиста выдать дочь замуж, причем обязательно за человека из соответствующей касты, желательно до достижения ею половой зрелости, воспитанною в строжайших правилах морали, с приданым, и однажды и навсегда. Только в таком случае он совершит угодное богам «дарение дочери» зятю. Повторное замужество вдов и разведенных в таких кастах - невозможная вещь.



...жених и невеста

У раджпутов брачные взаимоотношения менее регламентированы; они в меньшей степени соотносятся с кастовой идеологией. Их брачные традиции основаны на принципе гипергамии, т. е. брака «наверх» по социальной лестнице для женщин. Этот обычай предки раджпутов явно принесли со своей исторической родины. У остальных индуистов гипергамия тоже существует, она называется «анулома» (буквально «по волосу») и обозначает брак с женщиной своей касты или на одну ступень ниже, чем каста жениха. Такой брак признается единственно законным. Родившиеся в нем дети приписываются к касте отца. Брак «пратилома» («против волоса»), когда каста жены выше мужа, считается противоественным и незаконным. Происхождение принципа «анулома» неизвестно. Есть версия, что гипергамия появилась в период арийского завоевания Индии, когда недостаток женщин среди ариев заставил их брать жен из местных племен, но не давать им взамен своих дочерей.

Основное правило брака в кастовом обществе - эндогамия (брак с женщиной своей касты), но она может сочетаться с гипергамией у каст среднего и низкого уровня. На верху иерархической лестницы гипергамии каст нет. Раджпуты как этно-кастовая общность тоже соблюдают эндогамию (то есть раджпуты женятся на раджпутках), но она у них сочетается с гипергамией в системе традиционных структурных подразделений (кул и кланов). Принцип гипергамного брака сохранился со времен их появления в Индии как безусловная норма. И в этой социальной практике можно усмотреть аналогию с правилами брачных контактов у древних ариев, т. е. с «анулома».



Невесту везут

Но ежели раджпуты высшие, как им выдавать дочерей гипергамно, ведь круче них только яйца? Проблему решили ранжированием кул и кхамов. Хотя строго унифицированной системы иерархии нет - в каждом отдельном районе своя. Везде разные «высшие в иерархии» и «самые престижные». Сами раджпуты никогда не называют «лучший» среди своих кул и кланов - все очень гордые. К тому же «самый лучший» по определению не сможет никому отдавать своих дочерей замуж - любой брак для них будет «пратилома». С этим столкнулись Сисодия, когда они оказались единственными, не участвующими в брачных связях с мусульманами. Они считали всех остальных осквернившимися, и долгие десятилетия вынуждены были заключать браки внутри своей кулы, хотя это было не по правилам. Спасло то, что Сисодия всегда были очень многочисленными.

Однако это - невыдача дщерей за мусульман - и сделало кулу Сисодия «как бы высшей», неоскверненной. Принцип «мусульманской нечистоты» помогает и тем, кто не Сисодия, ибо считается, что более утонченные и аристократичные раджпуты живут на западе, и чем дальше к западу - тем лучше. Чем дальше на восток и ближе к мусульманским правителям родина - тем менее престижным считается род. При прочих равных условиях в раджпутском обществе более высокий ритуальный статус имеет та семья, которая живет хотя бы на два шага западнее другой, и та, которая обитает выше «над уровнем моря», если по ориентации «запад - восток» они равны.



Современное приглашение на традиционную раджпутскую свадьбу

Еще одним брачным правилом была так называемая «сапинда» (буквально «совместные поминальные по предкам рисовые клецки»). Оно состоит в том, что «мужчина не должен жениться на девушке, которая является ему родственницей - по мужской линии до седьмого колена, а по материнской - до пятого». Однако не всегда его реально соблюдали. Например, раджпут не может взять жену из своего собственного кхама; из того ,кхама куда отдал замуж дочь; из родного кхама своей матери, в т. ч. и приемной; из родного кхама бабушки по отцу и по матери (в т. ч. приемных). Особенно важны эти правила для высших каст. Запрещается брак с детьми сестры отца и детьми сестры матери. Но исторические примеры говорят, что, например, Притхвирадж Чаухан женился Саньогите, которая была его двоюродной сестрой - их матери были сестрами. Ученые считают это пережитком прошлого - раджпуты встроились в индуистское общество довольно поздно, уже имея сложившуюся систему в том числе и кросс-кузенных браков среди знати.

В классический раджпутский период весьма распространенными были полигамные браки и семьи. Это объясняли необходимостью обеспечить выживаемость и устойчивую жизнедеятельность семьи. Практически все раджи имели помногу жен и детей. И хотя все исследователи в один голос говорят, что добрая половина всех моральных и политических проблем, которые изнуряли княжеские дома Раджпутаны, была следствием полигамии, большое количество жен и детей было предметом гордости. Все отпрыски считались законными. И хотя право первородства делало наследником лишь одного, все могли претендовать на содержание из имущества клана, а сам наследник на самом деле наследовал лишь право распоряжаться этим имуществом в общих интересах.

t.me/Tercios_catrenos

Раджьи дети, Хинду

Previous post Next post
Up