Битва при Фридланде: Подходите ближе, франдерлоги…
Дабы изгнать супротивников с опушки Сортлакского леса, Багратион посламши туда Раевского (лейб-гвардии и 20-й егерские, Ростовский мушкетерский полк), который отогнал врагов, но ненадолго - Удино с двумя батальонами из бригады Рюффена выгнал русских из леса, а пока они убегали, напустил на них 6-й гусарский полк и саксонских кирасиров. Своих не бросать пришлось лейб-гвардии Конному полку, заставившему кавалерию супротивника отскакать. Тем временем французов прибывало на подмогу Ланну - в 7:00 прискакала кирасирская дивизия ДГ Этьена Мари Антуана Шампьона де НансутИ, в 9:00 дивизия Дюпа из корпуса Мортье (6 000 штыков), вставшая промеж Хайнрихсдорфа и Постенена, в 10:00 другая дивизия корпуса самого Ланна под командою Вердье (7 000), драгунские дивизии ля Тур-Мобура и ДГ Армана Лебрена де Ля Уссе.
Этьен де Нансути
Под рукою у Ланна были уже 25 000 пехоты и 10 500 кавалерии. Он двинул всю дивизию Удино от Постенена на Сортлакский лес, где она снова столкнулась с егерями, подкрепленными Московским гренадерским и Псковским мушкетерским полками. Русских выбили из лесу, они продолжали отстреливаться во поле. В 10:00 Ланн отправил дивизию Дюпа на Дохтурова (7-ю и 8-ю дивизии), которым с помощью резервов удалось отбиться. Мортье и Ланн отправили по адъютанту к Аполиону, требуя подкреплениев, парблё, подкреплениев! Беннигсен, в свою очередь, отправил в центр, к Дохтурову, лейб-гренадерский полк и отряд генерал-майора Ивана Алексеева (Рязанский и Углицкий полки) из 14-й дивизии. На правом фланге французы ограничились вялыми набегами на войска Горчакова. Беннигсен отозвал все войска на те позиции, которые они занимали утром. Но французы продолжали сильно пулять по Багратиону в чистом поле из лесу, и тот снова приказал захватить опушку. Ее захватили, но на весь лес сил не хватило. Генерал-майор Баггехювюд был ранен, его место заступил Раевский.
В 12:00 прибыли корпус Нэ и кавалерия гвардии, вставшие между Сортлакским лесом и Постененом. Воодушевленный их прибытием, Удино снова кинулся в атаку. Его пытался остановить Измайловский полк, но был отброшен «со страшными потерями». В русском командовании в это время случился полный коллапс. Генерал-квартирмейстер Штайнхайль и дежурный генерал Магнус Эссен 1-й были оба контужены одним и тем же пролетевшим промеж них ядром. Сразу два человека, подстраховывавших метавшегося в приступах болезни главнокомандующего, вышли из строя. Эссен, фактически замещавший главкома, сдал полномочия Горчакову (Кологривов, видимо, опять ушел в «тотальное отрицание»). Печальность оного факта зафиксировал в мемуарах Ермолов: «…Если бы при самом начале сражения главнокомандующий не испытал припадка болезни, дела наши были бы совсем в другом положении. Нами в продолжение сражения наконец командовал генерал-лейтенант князь Горчаков (Алекс[андр] Иван[ович]). Но ни он в себе не нашел, ни войска к нему не могли иметь доверенности».
Арман Ля Уссе
На правом фланге тем временем супротивостоявшие дружка дружке отряды кавалерии тоже «энергично передвигались». В 4:00 Ланн отправил сюда гренадерскую бригаду БГ Жозефа Жана-Батиста Альбера и драгунскую дивизию Груши. Этот генерал решил захватить Хайнрихсдорф и отправил 10-й и 11-й драгунские полки в обход, а 3-й и 6-й драгунские - в атаку с фронта. После энергичного боя, в котором принял участие корнет Ян Тадеуш Кристоф Булхарин (позже известный как писатель Фаддей Булгарин), из села был изгнаны Цесаревича уланский и Воронежский мушкетерский полки. За деревней на подмогу уланам прискакало два эскадрона лейб-гвардии гусаров и сотня лейб-гвардии казаков, и общими силами русские кавалеристы вынесли французских из села. Но упрямый Ланн в 7:00 послал туда саксонских кирасиров и 9-й гусарский полк.
Получив подкрепления (с саксонцами и гусарами подскакала также кирасирская дивизия Нансути и бригада пехоты), Груши снова напал на Хайнрихсдорф, оккупировал его и двинул далее. Атаку остановили лейб-гвардии и Александрийский гусарский полки. В 8:00 на правом фланге установилось затишье, длившееся до 11:00 - Горчаков отправил на село пехоту и кавалерию. Груши настаивает, что отбил 15 (!) атак на Хайнрихсдорф. Итог боя решила кавалерия Уварова, подскакавшая с крайнего правого фланга и заставившая французов обратиться в бегство. Однако в это время подошла пехотная дивизия Дюпа из корпуса Мортье, которая развернулась между Хайнрихсдорфом и Постененом. В 12:00 прибыл воодушевленный Аполион и вскричал, отвечая на сомнения штабных офицеров, не следует ли отложить баталию на завтрак: «Нет, нет, не каждый день поймаешь врага на такой ошибке!»
Однако корпус Мортье полностью, корпус Нэ и гвардия подошли только к 15:00, корпус Виктора - к 16:00. Так что, хотя в его распоряжении уже было примерно 80 000 человек, ампиратор решил дать войскам немного времени отдохнуть с марша…
Положение сторон на 17.00
Французы перегруппировалисЯ. VI корпус Нэ встал на крайнем правом фланге промеж Сортлакского леса и Постенена. Резервный корпус Ланна с кирасирами Нансути встал в центре, примкнув к Постенену правым флангом, во второй линии за ним - драгуны ля Уссе и саксонские кирасиры. VIII корпус Мортье, кавалерия Груши и прискакавшая к ним кирасирская дивизия Эспаня щаняли крайний левый фланг. I корпус Виктора и гвардия встали в резерве, спрятав часть сил от глаз врага в «складках неровностей». Аполион наконец-то (впервые в этой хрЕновой кампании!) увидел возможность устроить русским большой бадабум…
t.me/Tercios_catrenos