Раджьи дети - 14

Aug 30, 2024 02:28

Как воспитать раджпута

Даже если истинный раджпут и настоящая раджпутка породят потомка, это будет еще только сырая заготовка для раджпута, но еще не сам раджпут. Требуется воспитание - путь воина… И начиналось всё не просто очень рано, а почти с пеленок - уже в семь-восемь лет отцы брали сыновей в натуральные сражения, где они, конечно, мало кого еще могли убить, но привыкали к атмосфере хтонического 3,14здеца и учились сохранять хладнокровие и не трусить. Это правило работало и в обратную сторону - не существовало «возраста выхода на пенсию», ежели старик мог держать в руках оружие, он выходил на бой. И да, умереть не в сражении, а от старости «по раджпутскому счету» было не совсем правильно и не очень почетно.



Существовали и представления о том, как должен выглядеть настоящий великий воин. Например, его руки обязаны свисать ниже колен - с такими-то щупальцами его никто не достанет в рукопашной! (Кто сказал - Роб Рой МакГрегор?..) А герой эпических баллад Малхан имел на пятке знак лотоса, и только туда подлые враги могли его поразить. (Кто сказал - Ахиллес?..) Уже более понятная нам черта хорошего воина - леворукость, фехтовальщики-левши и вправду доставляют своим соперникам большие неудобства в бою. А вот продольная «линия жизни» на подошве ноги - это уже что-то «из местного фольклора»… Чтобы приучать мальчиков к виду крови и трупов, им буквально с детства поручали ответственную роль - рубить бОшки животным во время больших жертвоприношений, это была «привилегия» самых мелких раджпутят.

Рассказы о том, как росли и воспитывались великие воители - «эль классико» раджпутской литературы и мифологии. Знаменитый основатель кхама Шактаватов Шакта родился в семье раджи Удай Сингха Сисодии и был вторым из 24 братьев. Когда ему было пять лет, он сидел около отца в момент, когда оружейник принес свеженаструганные девайсы. Предание гласит, что ребенок схватил кинжал и спросил: не для того ли эта штучка, чтобы резать и убивать? И тут же полоснул себя по руке, чтобы опробовать, как именно. Кровь хлынула на пол, но мальчик не испугался и не закричал от боли. Отец пришел в бешенство и вспомнил, что при рождении ребенка гороскопы предрекали - тот станет проклятьем рода, и прогнал сына с глаз. От тяжкой судьбы изгоя мальчика спас бездетный родственник из кхама правителей Салумбара. Хотя у этого человека затем родился собственный сын, и молодые люди стали со временем смертельными врагами… Кхам Шактават, как говорят, отличался своей отчаянностью, воинственностью и неуправляемостью, как и его основатель.



Первый успех юного раджпута в настоящей охоте на зверей, обычно в возрасте около 11-12 лет - повод всей семье ликовать. Удачливого охотника все поздравляют. А если он принц, то еще и дарят подарки. Особенно гордится успехами сына его мать. В балладах рассказывается, как она посылает своих подросших отпрысков на охоту - чтобы убедиться, что они уже взрослые. Один из юношей убивает дикого оленя. Вернувшись домой, он получает поздравления от своей счастливой матери, которая с гордостью рассказывает об этом событии отцу. Считалось, что первая самостоятельная охота знаменует собой очень важный момент: на этом женское воспитание заканчивалось, и ребенок поступал в полное распоряжение своего отца. Однако почтительное и трепетное отношение к матерям раджпуты обычно сохраняли на всю жизнь - это даже было «нормой приличия».

Из спортивных занятий, любимых раджпутами, авторы упоминают: конную выездку - какой-такой раджпут, не умеющий сидеть в седле; стрельбу из лука и ружья; бросание копья в цель с коня в движении; поединки в кругу на конях; умения защищаться мечом от копья (это для тех, кто постоянно затирает, будто копье всегда круче меча...); конное поло с мячом; умение соскочить с коня на полном скаку в тот момент, когда тот проносится под низко висящей веткой дерева - ездок должен повиснуть на ветке (вельми опасный спорт - даже многие раджпуты «не хотели выглядеть обезьянами» и отказывались); борьбу (по ней часто проводились турниры, в ходе которых случались реальные смерти). Бывали и такие, кто дрался с применением особого оружия «тигриная лапа», отрывая им друг у друга куски плоти; в конце XVIII века «такое варварство» было запрещено.



Однако, в отличие от всяких древних персов, спартанцев, или казаков, раджпут обязан иметь и «светское» образование. В первую очередь знать наизусть историю и все предания и легенды своего кхама и кулы - отсюда огромное количество раджпутских героических поэм и баллад. И это было нетипично для Индии, в которой всегда царило пофигистическое отношение к историческим знаниям. Специальные касты бхатов и чарамов, составлявшие «на заказ» героические предания и генеалогии, уже упоминались в предыдущих сериях. Знаменитые раджпутские поэмы «расо» - плод их творчества. Авторы и исполнители поэм, они называются «бардаи», «поэты» (кто тут сказал - барды?..), великий автор поэмы о раджпутском герое «Притхвирадж-расо» вошел в историю как Чанд Бардаи. Разница между кастами сугубо филологическая: чараны - это традиционные поэты, сочинявшие на раджастханском диалекте «дингал»; а бхаты - на диалекте хинди «брадж бхаша». Также генеалогические изыскания были очень востребованы при заключении браков - не дай бог выйти за человека из своей кулы или кхама, скандал на всю Раджпутану!

Бардаи пользовались в раджпутском обществе колоссальным уважением и даже наделялись мистическими свойствами. Сами они считали себя по крайней мере равными брахманам. И практиковали обычай «трагу» - совершали (ну, в основном угрожали - мало кто решался заставлять их доходить до конца) самоубийство, пуская на глазах обидчика свою собственную кровь и вспарывая себе кишки (кто тут сказал - самураи?..), чтобы грех убийства бхата вызвал кармическое наказание человека, который настолько плохо обращался с ним, что вынудил прибегнуть к этому «последнему аргументу». (Кто сказал - «поносные песни» бардов и скальдов?..) Подобное ритуальное самоубийство практиковали, кстати, и брахманы, и угроза его всегда очень устрашала и дисциплинировала нерадивых властителей - ибо вызвавший самоубийство «святого человека» обречен на самые страшные кары, и карму ему потом чистить многие сотни кальп перерождений…

t.me/Tercios_catrenos

Раджьи дети, Хинду

Previous post Next post
Up