Мы кшатрии, с нами военное счастье!
В 424 году до Р. Х. бОльшая часть северной Индии впервые в истории была объединена правившим в Магадхе махараджей Махападмой Нандой. Он был сыном правителя из династии Шайшунага и женщины-шудры, то есть сам был шудрой. Посему он, а также его наследники, «державшие фишку» до 321 года до Р. Х., вели необъявленную войну с кшатриями, убивая везде, где догонят - чтобы некому было упрекнуть их в том, что они стали махараджами, не принадлежа к правильной варне. В индуистской мифологии эти события отразились в легенде о Парашураме - аватаре (земном воплощении) бога Вишну, бывшем, правда, сыном брахмана и кшатрийки, а не шудры. У его отца была чудесная корова, которая выполняла желания. Раджа Картавирья потребовал отдать корову ему, а когда брахман не согласился, его убили. Вернувшийся с охоты Парашурама разозлился и 21 раз перебил всех кшатриев в Индии (типа, коллективно-варновая ответственность за одного утырка - какой-то мега-сволочизм, а не религия)… Ну, как-то они 20 раз возрождались, но потом не сумели.
Парашурама - "Рама с топором"
Свято место пусто не бывает - кшатрии «реинкарнировали» двумя путями. Во-первых, каждый удачливый деятель, захвативший власть, тут же «чудесным образом» отыскивал у себя предков-кшатриев - так было с Чандрагуптой Маурья, свергнувшим Нандов и превратившимся из бастарда принца этой же династии от служанки (снова явно шудры) в потомка кшатриев из древнего клана Мория. Во-вторых, появились многочисленные касты воинов, претендовавших на происхождение от кшатриев и занявшие в обществе их социальную нишу. Одной из групп таких каст и были раджпуты, никогда не подвергавшие сомнению то, что они - благородные кшатрии (хотя на самом деле происходили вообще от иноземных кочевников-оккупантов - см. предыдущие серии), а тех, кто подвергал это сомнению, подвергали всем видам остракизма вплоть до отрезания головы.
Посему все «исторически сложившиеся» права и обязанности кшатриев, прописанные в кодексах «Законов Ману» и «Артхашастре» и воспетые в эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата», раджпуты без стеснения совести приписывали себе, любимым. Самая главная «обязанность и право» - «добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ», под которыми подразумевали прежде всего брахманов и священных коров. Никто из других, не воинских варн и каст, даже если он очень храбрый и, как говорят, «ищущий смерти» человек, не должен был становиться воином - только брахманы могли оспаривать эту привилегию, и даже вступать с кшатриями в прямой конфликт (см. выше), но нормальным порядком вещей это всё-таки не предписывалось.
Чандрагупта с женою на монете
«Те, кто провозглашает себя кшатрием, должны быть готовы употребить силу, чтобы занять свое почетное место и потом его защитить. Почти не имеет значения, если кшатрий не слишком грамотен, не богат, не обладает аскетическим благочестием… Человек истинно кшатрийского происхождения должен всегда дорожить своей честью, легко гневаться, быть стойким в борьбе, великодушным в победе; ему не полагается любить свое имущество больше всего на свете… Кшатрии могут быть не так строги в отношении еды, питья и ритуала, как брахманы или быть не столь искусными в коммерции как вайшьи. Требуется демонстрировать силу и мужество».
Принятая с древности идея «наказания злодеев» разрешала при известных условиях применение силы. Эта индульгенция оказывалась совершенно необходимой - ведь военная доблесть не всегда выглядит высоконравственной в глазах правоверного индийца, исповедующего веру в принцип «ахимса», «неубийства», «непричинения зла насилием», один из важнейших в ведической религии. Настоящий индуист не должен никаким образом причинять вред другим живым существам - людям, животным и даже насекомым. Именно поэтому индуисты в массе своей вегетарианцы, у них практически нет кровавых жертвоприношений (только гневная воительница богиня Дурга-Кали не может без них обходиться), а многие животные, птицы и змеи считаются священными. Сложилось убеждение, что даже воин не должен иметь агрессивных намерений, обязан уметь обуздывать свои гнев и ненависть. Но в тех случаях, когда не остается иного выхода, сомнения надо отбросить и выполнять варновый (кастовый) долг, «дхарму кшатрия», не беспокоясь о последствиях, ибо цену этих последствий человек сам не определяет.
Древнеиндийское сочинение «Артхашастра, или Наука политики» является руководством для раджей по управлению государством. Считается, что написал ее Каутилья, советник Чандрагупты Маурья, но в окончательной форме сочинение сложилось в I-II веке от Р. Х. Она предписывает, что кшатрий никогда не пользуется тем, чего он не приобрел своей доблестью. А помешать радже (тоже кшатрию) в его деятельности могут семь пороков, в числе которых: женщины, игра в кости, охота, хмельные напитки, грубость в речи, суровость применяемых им наказаний и злоупотребление богатством. В идеале было бы хорошо, если бы кшатрий исполнил и все житейские цели и обязанности - изучил «Веды», женился, произвел потомство, а потом… не ушел в аскеты, как все остальные, а был бы готов положить свою жизнь в битве.
Позднее, когда стала явной угроза со стороны мусульманских завоевателей, оказалось, что от кшатриев-раджпутов зависит само существование индуизма как религии в Северной Индии. Но раджпуты считали эту задачу не единственной. Для них важными были и личная честь, и честь собственного рода, и защита земли, «соль которой они ели». Они называли свой моральный кодекс «раджпута». Индийский воин выполняет свой долг лучше всего и полнее всего тогда, когда он участвует в битве. Битва для раджпута - это участие в жертвоприношении богам. Расставание со своим телом в бою есть закон для всякого кшатрия. Отдать жизнь в битве - высшая жертва, какую раджпут может принести, выполняя свою дхарму. Гибель воина во время боя - полное выполнение им своего долга и гарантия, что он достигнет спасения. Апофеозом жертвенности раджпутов считается «шака», последняя великая битва на смерть. В ней особенно явственно проявлялся сакральный характер воинского служения. Такое сражение чаще всего происходило одновременно с джаухаром женщин клана. Считалось, что в битве шака раджпут должен обязательно погибнуть: в бою или покончив самоубийством, а иначе он опозорит свою «раджпуту».
Небесные девы - Апсары
Когда раджпуту предстояло решающее стражение, во время которого должнл был погибнуть, он совершал ритуальное омовение, наносил на тело красной пастой знаки «чакра» и «санкха», надевал одежду священного в индуизме шафранового цвета и особый головной убор - корону «мор» («павлин»), которая представляет собой украшенный драгоценностями тюрбан. Лишь дважды в жизни он имел право на такую корону - во время свадебной церемонии и в последнем, отчаянном бою, и то лишь тогда, когда все женщины клана погибли в жертвенном огне джаухара. В этом последнем случае надевание короны символизировало обручение и единение воинов-смертников с небесными девами Апсарами.
t.me/Tercios_catrenos