Марвар и Джодхпур
Кула Ратхор относится к Солнечной династии. К ней принадлежали правящие дома княжеств Марвар (Джодхпур), Биканер, Ратлам, Кишенгарх, Идар и еще нескольких более мелких. Обитая в пустыне и привыкнув к суровым условиям жизни, Ратхоры считались самыми храбрыми воинами среди раджпутов. Есть поговорка, что они «будут есть пищу, не выясняя, кем она приготовлена, и будут пить как воду, так и вино, не спрашивая, чья это чаша». Их предками была династия Гахарвар, правившая в Канаужде, пока их не изгнали оттуда мусульманские завоеватели Дели. Гахарвары ушли в пустыню Марвара. По другой версии кула произошла от династии Раштракута, правившей практически всем Деканом в 753-973 годах, и до 1202 года державшейся в княжестве Бадаун.
Джодхпур
Внук то ли последнего раджи Канауджа в 1193, то ли раджи Бадауна в 1202 году появился в Марваре под именем Сихаджи Ратхор и в 1223 году объявил себя рао - так в княжествах кулы Ратхор титуловали правителя-раджу. Марвар - это неточное произношение слова «Марувар», или «Марустхали», буквально «страна [или место] смерти». Оно всегда означало пустыню на западе Раджастхана, которая простирается до самого Инда. Раджпутское княжество Марвар - это песок и немногие оазисы у реки Луни, хотя оно самое большое по площади из всех государств Раджастхана. Столицей Ратхоров стал город Пали. Рао Сихаджи погиб в 1273 году в битве с мусульманами. В 1427 году рао Чунда женился на принцессе их рода Пратихара и получил в приданое форт Мандор, который сделал новой столицей княжества.
Все рао Марвара продолжали семейную традицию - сражались против мусульман из Дели и через одного погибали в боях. 12 мая 1438 года правителем Марвара стал рао Джодха. Он построил новый город, назвал в свою честь Джодхпур и в 1459 году перенес туда столицу государства. Согласно легенде, Джодха испросил совета у индуистского аскета, и тот указал благоприятное место, которое оказалось на выступе скалы - крепость, построенная тут, обещала быть совершенно неприступной. Но ни основатель города, ни его советчик-аскет не учли, что на высокой скале нет источников воды. И хотя потом была разработана очень сложная система подачи воды из прудов у подножия скалы во дворец, это лишило крепость ее оборонительного значения.
Рао Малдео
У рао Джодхи было 14 сыновей. Второй из них, Бика (Волк - не совсем традиционное индуистское имя), в 1465 году с помощью многочисленных родственников завоевал область Джангладеш (населенную в основном джатами) и основал княжество Биканер, в котором после него правили его потомки. Четвертый сын Дуда основал княжество в Мерте и стал главой кхама Мерта. В метрополии же, Марваре-Джодхпуре, в 1532-1562 году правил рао Малдео (Малдев). Он подчинил себе не только большие полупустынные территории, но и половину Биканера, и часть Джайпура, и Аджмер. Обиженные этим вожди раджпутских кхамов пожаловались на него падишаху - афганцу Шер-Шаху Сури, изгнавшему Моголов и узурпировавшему трон на 15 лет. Он появился в Марваре в 1543 году с большой армией, когда рао Малдео на месте не было - он находился в Аджмере. Но когда Шер-Шах ушел, он восстановил свои владения, прогнав наместника и его военные отряды.
Ставший правителем в 1581 году Удай Сингх, который остался, в истории под прозвищем «Мота Раджа (Толстый раджа)» выдал свою дочь Ман[а]вати Баи (в браке Джагет Госейн) замуж за Акбара, и с тех пор Ратхоры оказались на службе Моголов. Гадж Сингх (1616-1638) первым принял титул махараджи. А при Джасванте Сингхе (1638-1678) отношения с Моголами, а тогда это был падишах Аурангзеб, очень ухудшились. Аурангзеб вообще не любил раджпутов. Он видел в них угрозу своей власти, считая, что они приобрели большое влияние в войске. Он стремился к тому, чтобы в его государстве все исповедовали только ислам. К тому же Джасвант Сингх сделал неверный выбор во время борьбы за престол наследников падишаха Шах-Джахана. Раджпуты поддержали старшего сына, мирзу Дара Шикоха, который боролся с младшими братьями, заключившими союз - Аурангзебом и Мухаммадом Мурадом Бакшем. 29 мая 1658 года рати братьев сразились при Самугаре, и мусульмане бросили Дару Шикоха и сбежали, бились одни раджпуты, вынужденные отступить из-за численного перевеса врага.
Мота Раджа (кликабелен)
Аурангзеб вскоре избавился от младшего брата и стал падишахом, но ненависть к раджпутам сохранил навсегда. Когда махараджа Джасвант Сингх, отправленный им на субадарство в Кабул, умер там в 1678 году, княжество осталось на некоторое время без правителя - падишах решил аннексировать его. Он лично прибыл в Аджмер, подозревая, что Ратхоры не сдадутся просто так. Тогда же он вновь вернул налог на немусульман - «джизью», которую отменил в свое время Акбар. Тем временем осиротевшая семья Джасванта Сингха была на пути из Кабула в Джодхпур. В Лахоре сразу две овдовевшие рани родили сыновей - через три месяца после смерти махараджи. Один из младенцев вскоре умер, а второй - будущий махараджа Аджит Сингх - оказался в самом центре политической борьбы.
Раджпуты спасали веру, страну и честь, защищая своего маленького правителя. Аурангзеб приказал привезти крошку-принца в свой дворец и говорил, что, когда тот вырастет, сделает его махараджей, если ребенок будет мусульманином. Ратхоры прятали рани и принца, отбивали их у моголов, снова прятали, но не отдали. Всё население княжества восстало против моголов и нового налога. Но завоеватели оказались сильнее. В ходе этого жестокого противостояния раджпуты Джодхпура тоже совершили джаухар. Это произошло в 1680 году - погибли многие тысячи детей и женщин, в том числе мать новорожденного принца. В последовавшей затем битве были убиты воины Ратхоры. Аурангзеб опустошил Марвар. Но маленького принца смогли спасти. В этом же году в битве с Аурангзебом погибли, защищая свою страну, все до одного мужчины клана Мерти, потомки раджи Дуда. Поскольку принца прятали в Меваре, у родственников матери, Аурангзеб пришел и в Мевар - в Удайпур и Читторгарх (см. предыдущие серии).
Битва при Самугаре
Долгие годы длилась война Ратхоров с Моголами. В ходе этой войны раджпуты распропагандировали принца Акбара - любимого сына Аурангзеба, который считался наместником в Марваре. Ратхоры и Сисодия обещали принцу, что помогут ему прогнать отца с престола и самому стать Великим Моголом. Но через несколько дней после того, как Акбар провозгласил себя падишахом в 1681 году, меварский махарана Радж Сингх, один из организаторов этого проекта, неожиданно умер, а его преемник Джай Сингх не сразу смог выступить с принцем на Аджмер, чтобы сразиться с Аурангзебом. Тот имел время, чтобы внести раскол в ряды сторонников принца, все были настроены друг против друга, полны подозрений, и ничего не получилось.
Раджпуты спасли мирзу от отцовского гнева у лидера маратхов Самбхаджи, в единственном месте, где Аурангзеб не мог его достать. Марвар же остался в состоянии войны с падишахом, и она длилась еще 27 лет. К нему присоединились кхамы Хара и Гаур кулы Сисодия в своих княжествах Кота и Бунди. Ратхоры и другие раджпуты вели партизанскую войну в горах, нарушали снабжение и коммуникации могольской армии, уничтожали военные отряды, не выпускали наместника из столицы и не допускали к нему помощь, и т. д. Это сопротивление очень ослабляло Могольскую империю, которая в правление Аурангзеба была сотрясаема многочисленными народными восстаниями и войнами - в Махараштре маратхами, в Панджабе сикхами, в регионе Дели джатами, на юге независимыми султанатами.
Аджит Сингх (кликабелен)
В 1688 принц Аджит Сингх прошел обряд «тика Доур» и стал правителем Джодхпура, хотя в его стране хозяйничали моголы. Лишь через двадцать шесть лет, сразу после смерти Аурангзеба в 1706 году, Ратхоры сумели изгнать мусульман из своей страны. Это один из самых героических периодов истории раджпутов, когда они показали лучшие свои качества. Все кхамы Ратхоров помогали друг другу в этой борьбе не на жизнь, а на смерть. Но конец Аджит Сингха был таким же жестоким, как и вся его жизнь: его убил собственный второй сын Бахт Сингх в 1724 году - не для того, чтобы стать махараджей, а чтобы, как говорят историки, предотвратить какое-то очередное тяжелое соглашение с Моголами. Махараджей стал его старший брат Абхаи Сингх…
t.me/Tercios_catrenos