Раджьи дети - 8

Aug 05, 2024 01:11

Джайпур, Амбер, Дхундхар (начало)

Кула Солнечной династии Каччва (Каччваха) входит в 32 «раджеские кулы». Она самая многочисленная - по переписи 1911 года Каччва в Раджпутане обитало около двух миллионов. Они основали княжество Джайпур (оно же Амбер, оно же Дхундхар). Каччва считают себя потомками Куши, сына легендарного героя Рамы, и именно от этого имени производят название своей кулы. Исследователи, однако, полагают, что имя Каччваха или Каччва связано со словом «черепаха» и может напоминать о тотеме этого племени. Легенды говорят, что Каччва происходят из города Нарвара, недалеко от Гвалиора, где жил знаменитый царевич Наль, тот самый, из «Махабхараты», которого выбрала себе в мужья на сваямваре (церемонии выбора суженого) прекрасная Дамаянти. Поэтому Наль тоже считается предком Каччва, как и его сын Дулха, еще один легендарный персонаж и одновременно любимый лирический герой раджпутских баллад. О любви этого Дулха Раджа и прекрасной Маруни, побеждающей смерть, сочинена очень трогательная и горестная поэма.



"Притхвирадж Расо"

Правнук этого Дулхи в X веке основал город-крепость Гвалиор в центральной Индии. Именно оттуда его потомки пришли в Раджпутану. Во главе переселявшихся Каччва был принц Теджкаран, или раджа Содх Дев (правил 27 декабря 966 - 15 декабря 1006). Но в памяти людей Содх Дев утратил свое имя, и все легенды о переселении связываются теперь с именем его преемника раджи Дулхи (15 декабря 1006 - 28 декабря 1036), потомка Наля и Дамаянти. Имя Дулха означает «Жених», или просто «Примак» (муж, живущий в доме жены). Он получил от тестя, который происходил из кулы Чаухан, в приданное округ Деора в Джайпуре, отвоеванный у племени мина и раджпутского кхама Баргуджар, и так появился в Раджастхане. Произошло это в 966 году, о чем сохранились письменные свидетельства. Первой столицей княжества была Дауса, а в 1150 году раджа Виджал Дев построил город Амбер. Название крепости происходит от имени богини-матери Амбы, которую Каччва почитают.

Есть у них и богиня-покровительница. Легенды гласят, что во время решающей битвы с местными племенами и гуджарами все Каччва во главе с Дулхой были ранены или погибли. Те, кто еще не умер, лежали на поле боя, истекая кровью, и мечтали о глотке воды. И вот они увидели в небе над собою корову - в таком облике некая богиня появилась над полем битвы. Своим молоком она напоила всех воинов и омыла их раны, отчего все они воскресли, продолжили битву и победили. А богиня, представшая перед Дулхой в облике коровы, сказала ему, что она является покровительницей местного племени мина, но «устала от них»: балбесы не понимают, что она вегетарианка, и всё время предлагают ей в виде жертвоприношения мясо и вино, да и сами его пьют. А воины Каччва ей понравились. И с того времени эта богиня взяла под свое покровительство кулу Каччва. Имя ей - Джамваи Мата.



Бихар Мале

Известным раджой Аймера был Паджван Дев. Он женился на кузине правившего в Дели махараджи Притхвираджа III Чаухана и стал его самым преданным другом и сподвижником. Вместе они совершили много военных походов. Погиб Паджван в 1191 году вместе с тремя своими братьями и сыном, когда помогал Притхвираджу украсть красавицу Самьюкту - об этом событии сочинили известную эпическую поэму «Притхвирадж Расо». После смерти Паджвана его преемником стал старший сын Малеси, который тоже был ранен в последнем бою отца. Этот Малеси Дев был очень яркой личностью для своего времени и пользовался большим уважением раджпутов. Он укрепил свою власть и построил много прочных и красивых зданий и несколько храмов в Амбере. Его потомки мирно жили в княжестве до XVI века.

В 1503-1527годах в Амбере правил раджа Притхвирадж Дев. Он был современником великого воина раны Санги из Мевара (см. предыдущие серии), который пытался подчинить себе и Амбер. Притхвирадж участвовал в битве при Кхануа 17 марта 1527 года с войсками Бабура на стороне коалиции раджпутов (см. предыдущие серии). Тогда Бабур победил, и началась сложная и долгая история взаимоотношений с Моголами. Поражение в битве повергло Каччва в горе, и Притхвирадж умер через полгода после этого события в большой печали. У него было девять жен из разных кхамов, 18 сыновей и три дочери. И он против раджпутского обычая разделил земли княжества между ними всеми. Государство превратилось в конфедерацию множества мелких поместий, что, конечно, очень его ослабило. Но зато появились сразу двенадцать новых владетельных кхамов, и все они дожили до наших дней, составляя высшую аристократию Каччва.



Джодха и Акбар (кликабельны)

Взлет и расцвет княжества начался при радже Бихар Мале, который был современником могольского падишаха Акбара. Правители Амбера первыми из всех раджпутов признали власть Моголов над собою, в честь чего первыми отдали дочь Бихар Мала в жены падишаху - Хиру Кунвари (она же Харкха Бай, она же Джодха Бай). При переходе в ислам ей дали имя Марьям уз-Замани, она стала любимой женой Акбара и матерью наследника престола. Раджпуты превратились в родственников мусульманских правителей Индии. Свадьба состоялась в феврале 1562 года в Самбхаре. На этой свадьбе, как гласит предание, Ман Сингх, приемный сын Бхагвана Дасы, старшего сына Бихар Мала, был впервые представлен Акбару. Это была поистине судьбоносная встреча, потому что с именем раджпутского полководца Ман Сингха связаны многочисленные победы могольской армии, которую он вскоре возглавил, в том числе и над раджпутами. История Амбера с этих пор - «идеологически опасная» вещь для правоверных индуистов, ненавидящих (теперь) «предателей родины иноземцам». Книга «История Джайпура», написанная в 1939-1940 годах известным историком Джадунатхом Саркаром по заказу махараджи Джайпура Саваи Ман Сингха II на основе уникальных документов дома Каччва, собранных за 350 лет, по различным обстоятельствам политического характера была опубликована лишь в 1984 году.

t.me/Tercios_catrenos

Раджьи дети, Хинду

Previous post Next post
Up