Платить нельзя не платить
4 мая 1921 года правительство Ференбаха сложило свои полномочия. Во-первых, началось
3-е Силезское восстание, и появилась реальная опасность войны с Другой Жечью. Во-вторых, 25 апреля союзническая комиссия по репарациям в ультимативной форме потребовала, чтобы Германия до 30 апреля произвела выплату 1 млрд золотых марок в качестве обеспечения платежей банку Франции. Спустя два дня комиссия сообщила правительству райха, что общая сумма выплат должна составить 132 млрд золотых марок (без процентов за просрочку) и потребовала от Германии «обозначить позицию» до 29 апреля. В ответ на это немцы обратились к США с просьбой о посредничестве: имперское правительство соглашалось произвести выплату репараций на сумму в 50 млрд золотых марок, которые Германия обязывалась выплачивать ежегодными платежами (аннуитетами), размер и количество которых еще предстояло установить. Деньги надеялись изыскать с помощью международного займа на общую сумму в 200 млрд золотых марок. 3 мая американы ответили: немецкие предложения не являются для союзников приемлемой основой для переговоров. Немецкому правительству предлагалось напрямую обратиться к правительствам Антанты и самому выступить с «ясными, определенными и умеренными» предложениями.
Вальтер фон Ратенау
Ференбах и глава МИДа Симонс подали в отставку, к вечеру их примеру последовал весь кабинет. 5 мая 1921 британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж передал немецкому послу «Лондонский ультиматум» - 12 мая начнется оккупация Рурской области, если Германия не распустит «всё, что не райхсвер», не выплатит 12 млрд золотых марок, не согласится с прилагавшимся планом репарационных платежей и не выдаст военных преступников. ННП отказывалась даже обсуждать «предательство Германии» и бойкотировала создание нового кабинета. В этих условиях Центр и НДП вынуждены были пойти на коалицию с соцдемами - новым райхсканцлером стал центрист и гимназический учитель математики Йозеф Вирт, сохранивший и свой пост министра финансов, вице-канцлером и главой казначейства - соцдем Густав Бауэр, главой МИДа (с 21 мая) назначили ученого-ориенталиста и дипломата Фридриха Феликса Балдуина Розена (беспартийный), внутренние дела доверили еврею-публицисту Георгу Граднауэру (СДПГ), промышленность - соцдему Роберту Шмидту, труд - центристу и священнику-теологу Хайнриху Брауну, райхсвер остался у Отто Геслера (НДП), министром юстиции стал Ойген Шиффер (НДП), продовольствия и сельхоза - центрист Андреас Хермес, министром восстановления (на самом деле выплаты репараций) - промышленник Вальтер Ратенау (НДП), почта осталась у Йоханнеса Гисберта (Центр), транспорт - у бывшего генерала Вильхельма Грёнера (беспартийный).
Новый кабинет решил перейти к «политике исполнения» - довести репарационные выплаты до абсурда, продемонстрировав, что Германия напрягает все свои силы, дабы выполнить возложенные на нее обязанности, и разразится катастрофа, которая… заставит Антанту пересмотреть условия выплат. 10 мая 1921 года райхстаг проголосовал за принятие условий «Лондонского ультиматума» 220 голосами «за» и 172 «против». Это была первая победа кабинета Вирта. Вторая случилась, когда фрайкоры побили польских повстанцев в Верхней Силезии. Британцы и французы не могли прийти к соглашению о будущей линии границы - Франция больше склонялась на польскую сторону, Великобритания - на немецкую, и спорный случай был передан 12 августа на рассмотрение Лиги наций. Таким образом, решение проблемы Верхней Силезии было перенесено на дипломатический уровень.
Пошли с нами в молодежный "Штальхельм"!
В Баварии фон Кар отказывался распускать «самооборону», и на него попросту натравили французов и англичан напрямую. 4 июня 1921 года он таки сдался, а 24 июня райхсправительство объявило о роспуске всех неофициальных военных формирований - фрайкоров, пограничной стражи и пр. Массы боевиков ушли в «серые зоны» - каждая уважающая себя партия завела «боевую организацию», маскируя оные под «союзы бывших фронтовиков и нынешних патриотов». ННП пригрела «Штальхельм» («Стальной шлем»), СДПГ - «Отряды безопасности» и «Социалистические отряды порядка», Баварская народная партия - «Байервахт» («Баварская стража»), КПГ - «Пролетарские сотни», мало кому еще известная и не очень большая Немецкая национал-социалистическая рабочая партия - «Штурмабтайлюнг» («Штурмовые отряды»). Многие бывшие военнослужащие и участники фрайкоров ушли в подпольную организацию «Черный райхсвер», которую командование армии и военное министерство тайно снабжали оружием и деньгами, постоянно отрицая ее существование. Во главе ее стоял оберст-лейтенант (подполковник) настоящего райхсвера Мориц Альбрехт Франц Фридрих Федор фон Бок, будущий генерал-фельдмаршал, который не смог взять Москву.
Что касается военных преступников, то союзники внезапно перестали настаивать на их выдаче - видимо, поняли, что втихую их не передушить, а на открытых процессах такие люди, как кронпринц Вильхельм, генерал Людендорф, канцлер Бетман-Хольвег или адмирал фон Тирпиц могут такого про них же самих наговорить, что мало не покажется. Представители Антанты свалили организацию их судебного преследования на райх. И начались процессы… двух флотских обер-лейтенантов, приказавших потопить шлюпки со спасавшимися после торпедирования моряками. Их приговорили к четырем годам заключения каждого, но уже в январе 1922 года участники подпольной организации «Консул», которую возглавлял бывший «морской комбриг» Эрхардт, участник Капповского путча, выкрали офицеров из тюрьмы. Всего же в ходе девяти процессов с мая по июнь 1921 года были обвинены 12 человек, осуждены - шестеро. На сем процесс наказания военных преступников и заглох…
t.me/Tercios_catrenos