Путы раджпута
Примат клана в жизни сообщества раджпутов приводил к тому, что самые «незначительные» члены правящего кхама считали себя равноправными с раджой, а раджу - всего-навсего «первым среди равных». А также что власть в государстве принадлежит раджпутскому клану в целом (прямое следствие тезиса о неделимости имущества кхама). Именно поэтому в самой Раджпутане не сложилось ни единого государства, ни даже «крепкой централизованной власти» в каждом мелком княжестве: ни радже в голову не приходило гнуть пальцы перед своими «двоюродами», ни им - позволять ему этим заниматься. Говоря проще - любое решение раджи поддерживает кхам, а раджа не принимает никаких решений, которые кхам не поддержит…
Однако было у обычного раджпута и «кое-что свое собственное». Все земли клана делились на два вида владения. Первый, бхумия - безусловное наследственное пожалование участка земли, чаще всего членам кхама. Кстати, участок назывался бапота, от слова «бап» (отец), то есть прямой аналог русского слова «вотчина». А другой тип владения земли, грасия - это просто разрешение собирать налоги с жителей определенного участка. Аналогичная система существовала в государстве Великих Моголов и называлась там мансабдари (а в Османской империи - тимар, впрочем, еще тюрки скопировали ее с ромейской пронии). Именно пожалования грасия привлекали на службу правящему клану другие, более мелкие и бедные кхамы - часто получалось, что в одном княжестве уживались по разным селам представители разных кул, или даже династий.
Постоянная борьба за владения и власть кипела среди раджпутов. И более мелкие владетели тоже не дремали в этой борьбе. Все они стремились подчинить себе новые земли, переподчинить и перекроить старые, и оказывались для этого и в Гималаях, и в джунглях, где жили племена бхилов, мина, гондов и др. Один индийский исторЕГ писал: «Не было такого преступления, какое бы раджпут не совершил ради земли. Отец убивал сына, и сын убивал отца. Женщины самых аристократических родов давали яд ничего не подозревающим родственникам. Раджи убивали своих верных министров». Ибо «не они были такие - жизнь такая», религиозные табу запрещали раджпутам заниматься коммерцией и ремеслами (кроме оружейного), и либо человек имел землю, с которой кормился, либо становился сипаем - наемным солдатом. Никаких иных способов добыть себе пропитание у раджпута не было.
Большую «отпечать» на жизнь раджпутов накладывал майорат. Британский историк XIX века писал: «Закон первородства превалирует во всех раджпутских государствах; редкие случаи, в каких он отодвигается в сторону, только подтверждают это правило. Престол в государстве или поместье по обычаю передается старшему сыну, которого называют радж-кумар или пат-кумар, т. е. „наследный принц“. Его братья называются по имени и титулу „кумар“, „принц“ - например, Джасвант Сингх Кумар. Старшинство является фактически таким принципом, который пронизывает все уровни жизни - и в семье раджи, и в семье вождей. Все имеют своих радж-кумаров и пат-рани, т. е. „главного ребенка“ и „главную рани“… На тот случай, если умирает правитель, не имеющий прямого наследника, и когда нет родственников, которые могут претендовать на престол - т. е. его братьев и их сыновей,- в каждом государстве Раджпутаны определены семьи, к которым переходит в таких случаях право наследования престола».
Впрочем, в случае, если кхам не желает терять собственность и власть, то глава этого клана имеет право усыновить кого-либо. Это позволяет сохранить и титулы, и собственность в руках прежних владельцев. Но процедура усыновления не слишком проста. Сначала это решение правитель должен обсудить с главной женой и получить ее согласие. Затем вопрос обсуждается с некоторыми особо доверенными и влиятельными людьми кхама. Для усыновления подыскивается человек из числа близких родственников - это важно, чтобы не увеличивалось число претендентов на имущество клана за счет семьи усыновленного человека. После проведения соответствующих обрядов усыновленный получает все права реального наследника.
Раджпутские правители не могли чувствовать себя достаточно уверенно на троне. У них даже был обычай: отец-раджа и его радж-кумар никогда не уезжали из дому вместе - во избежание предательства и утраты власти. История кхамов знает немало случаев, когда право майората было нарушено в пользу второго, младшего сына правителя. Этот вопрос мог решить только сам раджа при жизни - путем лишения старшего сына всех прав, в том числе и на престол. В этих случаях проводилась специальная церемония «дешатан», буквально «высылка из страны», или «скитание за границей», и участь «лишенного наследства» обычно бывала незавидной.
Историк так описывает типичное раджпутское владение (княжество, или даже деревню): раджа «является главным организатором защиты своих родственников, создает и поддерживает различные жизненные удобства и обеспечивает ритуальные связи своим родственникам. Раджа и его клан, слуги и земледельцы-арендаторы обитали в глинобитном форте, который и был средоточием жизни клана. Эти селения часто напоминали небольшие города. Родственники оставались в этой крепости во время нападений врага, там они скрывались от жадных сборщиков государственных налогов. Эти укрепления часто защищали верхушку клана от непокорных младших ветвей рода и других родственников. Линиджи младших братьев селились отдельно тогда, когда внутри крепости уже не оставалось места; в этих случаях раджа селил младшую линию в других деревнях, обычно близлежащих, - с тем, чтобы они не угрожали его власти… Укрепленный дом (крепость) раджи был центром ритуальной жизни клана».
То обстоятельство, что княжество считалось собственностью всего кхама, имело необычные последствия: «любой человек в городе - от самого незначительного торговца одеждой до самого раны - обсуждает состояние дел в государстве и высказывает свое мнение, и любой - от министра до слуги, отгоняющего мух от особы правителя, имеет привилегию давать советы». Подобная общественная психология, конечно, подавляла инициативность правителя и могла сделать его безвольной игрушкой в руках клана. Только сильные личности могли управлять ситуацией более или менее уверенно. Ничуть не странно то, что в такой ситуации женщины правящей семьи имели огромное влияние на государственные и другие важные дела. Особенно заметной могла быть власть матери наследника. По раджпутским обычаям, в случае смерти мужа, и если наследник был еще мал, то бишь не достиг 20 лет, она становилась регентшей - правительницей княжества. И случаев таких в раджпутской истории было великое множество.
Велико было и влияние брахманов, которые состояли при правителях советниками, министрами и жрецами. Существовал также особый институт «бхауджгурри». В каждом кхаме, даже не владетельном, есть некто, дающий «ценные советы» и указания лидеру по всем поводам, и без чьего согласия нельзя принять ни одного решения - этот самый «бхауджгурри». Должность бывала наследственной и принадлежала, как правило, семье, имевшей в какой-то момент истории особые заслуги перед правящим кланом. Например, это могла быть семья какого-нибудь отрекшегося от трона в пользу брата.
При этом в раджпутском государстве в принципе «аристократы могли отвергать вмешательство правителя в дела их поместий, которые они сами или их предки завоевали для себя с малой помощью центральной власти, если таковая вообще была. Такая принципиальная проблема возникала в каждом раджпутском государстве, и нигде не было найдено взаимоприемлемого и надежного ее решения. [Но] Умеренность правителей и принцип „свами-дхарма“, т. е. верности хозяину, игравший активную роль в раджпутской жизни, предотвращали опасные кризисы».
t.me/Tercios_catrenos