О Ричард, Ричард, кто тебя усеял?..
Порешав дела с пропавшими принцами и кОзненными герцогами, король наконец-то смог заняться делами. 23 января 1484 года собрался парламент. Спикером его внезапно стал Вильям Кэтсби, самый надежный подручник Ричарда III (в одной из конспиро-версий именно он порешил племянников), и депутаты вдруг одобрили всё, что случилось после смерти Эдварда IV. Дети Элизабет Вудвилл были объявлены бастардами, все решения Великого совета (см. предыдущие серии) одобрены. Был даже принят революционный закон - о введении срока исковой давности, по истечении пяти лет право обратиться в суд аннулировалось. Ну и всякое по мелочи - король хотел побыстрее «забить» неприятное впечатление от отнятия короны у ребенка всякими «быстрыми плюшками».
Герцог Франсуа II
В том же 1484 году Ричард III решил снова попытаться свергнуть Джеймса III Стюарта и усадить на трон Шотландии герцога Александера Олбани. Но «жаль подмога не пришла еще раз», и в июле пришлось мириться - было подписано трехлетнее перемирие. В апреле 1484 года Б-г таки доказал, что он не фрайер, и кошмарить племянников никому просто так не даст: умер единственный сын и наследник короля - принц Эдвард Миддлхэм, ребенок то ли 8, то ли 11 лет. Возник острый дефицит наследования престола, и пришлось объявлять таковым Эдварда Ворика, сына покойного Кларенса. На этот отчаянный шаг короля уговорила супруга Энн Ворик - Эдвард бы ее племянником, сыном сестры. Отчаянность же была в том, что буквально только что Эдвард Ворик был проигнорен при выборе короля после «выпиливания» его кузенов, хотя и имел преимущественные права перед Ричардом III - было заявлено, что он сын казненного за госизмену, и «так низзя». Быть королем перед Ричардом низзя, а вот после Ричарда - самое оно… Короче, всё это очень сильно и дурно воняло.
Видимо, потому как только жена померла 16 марта 1485 года (от туберкулеза - но, естественно, сэр Томас Мор впоследствии наглядно доказал, что заразил ея муж), король тут же изгнал Ворика из наследников, передав оный титул Джону де ла Полю, графу Линкольну - сыну своей сестры Элизабет. Прозрачнее от этого ситуация не стала - сестра была старше брата, но мужики кагбэ имели преимущество перед женщинами, но никаких писанных законов на сей счет не имелось, одни решения парламентов со времен Хенри IV по Ричарда III, постоянно отменявшие сами себя и признававшие бастардами тех, кто до этого признавался законным наследником… Как говориться, ребята, то, что вы делаете, совсем не помогает!
Герб Бофортов
Король, естественно, был мужчинка исчо хоть куда, в самом расцвете своих 32 лет, и мог исчо жениться и наделать новых детей. Посему неугомонные подпольные ланкастриане распустили слух, что он хочет взять в жены собственную племянницу Элизабет, дщерь Эдварда IV и сестру таинственно испарившихся принцев. Зачем ему брать девицу, официально объявленную парламентом бастардом, и невозможность разрешения такого союза папою Римским (прецеденты таки были, но позже и совсем не в Англии) в принципе - об этом ланкастриане нагло и оглушительно молчали, ибо надо было бросать говна на вентилятор, а не думать позитивно… Ричарду III даже пришлось официально выступить в королевском совете и поклясться, что ничего подобного он и в мыслях не имел.
В августе 1484 года король смог договориться с герцогом Бретани Франсуа II - и исчо один верный прихлебатель Джеймс Тиррел отправился туда, чтобы схватить «диссидентов». Участник королевского совета граф Стенли предупредил об этом свою жену Маргарет Бофорт, та черканула послание сыну, и Хенри Тюдор вынужден был бежать оттуда во Францию, где регентша Анна де Божё приняла его с распростертыми объятиями. В Монаржи, где окопался Тюдор, «съезжались гости на дачу показаний» - дядя «пертендента» Джаспер Тюдор; Томас Грей, маркиз Дорсет; Эдвард Вудвилл, Джон де Вер, граф Оксфорд (который смог сбежать из Кале, уговорив тюремщика Джеймса Блаунта бежать с ним) и др. Ричард III понимал, что «пертендент» рано или поздно высадится в Англии, и скапливал силы в Ноттингеме, откуда мог быстро добраться до любого берега…
Маргарет Бофорт
Тут мы сделаем паузу и разберемся, что это был за хрен такой - Хенри Тюдор, с какой горы, и какие у него вообще были права на корону Англии. По отцовской линии - никаких, ибо валлийская знать никогда у соседей не котировалась, и ап Тидиры (ака Тудуры) не были исключением (если, конечно, не считать истории с браком Оуэна Тудура и бывшей королевы Катрин де Валуа - см. предыдущие серии). Но самое смешное - и очень смешное - было то, что и у матери его никаких прав не было. Джон, Хенри, Томас и Джоан Бофорты были бастардами Джона Гонта, герцога Ланкастера, третьего сына Эдварда III (см. предыдущие серии), от любовницы Кэтрин Свинфорд. Только во время правления его племянника Ричарда II герцог добился узаконения своих детей от Кэтрин - в 1397 году. Однако это не давало им никаких прав на престол - что специально и отдельно объявили в 1407 году. Внучка первого Бофорта - Маргарет, вообще была… проституткой, ибо католическая церковь обычно разрешала женщинам выходить замуж (да и мужчинам жениться) два раза, третий уже глубоко осуждался, а четвертый «у каких-нибудь не герцогов с королями» просто признавался блудом, и всё.
Маргарет же была замужем четыре раза, причем ежели ее второй и третий мужья померли и оставили ее вдовой, то первый оставался всё это время «благополучно жив», ибо их брак «тупо аннулировали». Четвертым супругом как раз и стал граф Стенли, а вот сын Хенри был от третьего - валлийца Эдмунда Тудура, ака Тюдора, графа Ричмонда, умершего в 1451 году. Это был единственный ребенок Маргарет ото всех ее четырех мужей, так что она за него рвала, метала и грызла, а это было серьезно, ибо дамой она была безжалостной, жестокой и целеустремленной… Бастардов правнук, но лучшего варианта у ланкастриан всё равно не осталось.
t.me/Tercios_catrenos