Человек, которого боялась Рома - 16

Jun 07, 2023 14:00

Место нехорошее

Собрав войско, консулы Маниус Куриус Дентатус и Лукиус Корнелиус Лентулус Кавдинус двинулись в 275 году в Самниум. Там они разделились - Лентулус остался стеречь местные всё еще малопокорные племена (а также дорогу на Рому), а Куриус пошел на юг и вошел в Луканию. Пиррос тоже разделил войско - часть людей (в основном самнитов) послал против Лентулуса, а сам выступил на Куриуса. О численности войск басилеоса 3,14здит только исторег аж V века от Р. Х. Паулус Орозиус - 80 000 человеков, а других цифр в природе нету. О месте, где сошлись грудями о груди две армии, до сих пор идут срачи исторЕГов. Плутархос пишет, что это Беневентум (совр. Беневенто), Флорус и Орозиус - некие Арузинские поля в Лукании, Фронтинус - аще у Статуентума или Фатуентума. Насчет последнего есть версия, что это тупо ошибка переписчиков, не смогших правильно разобрать название Малевентум - так сие место и называлось в 275 году, а когда тут была основана романская колония, его переименовали от сглаза в Беневентум (male ventum - «плохой воздух», bene ventum - «хороший воздух»).



Но фигню с Арузинскими полями так не объяснишь, и остается только указать, что большинство исторЕГов предпочитают верить Плутархосу. Ибо Зонарас прямо указывает, что Пирроса побили, когда он вступил в земли самнитов, которые призвали его на подмогу. А в романских триумфальных фастах (списках достопамятных дат) указаны два триумфа - Куриуса «за победу над самнитами и Пирросом» и Лентулуса «за победу над самнитами и луканами». Итого, где бы ни колосились Арузинские поля (а точное их местонахождение скрыто мраком неизвестности), это было явно не в Лукании, а в Самниуме. Ну а Беневенто - оно там и до сих пор расположено. Так что самые «с гуаном не расстающиеся» исторЕГи просто делают «соломонов вывод» - сражение случилось «на Арузинских полях возле Беневентума». Хотя, как уже было сказано, когда романи и эпироты сражались, это был еще самый что ни на есть Малевентум - место с плохим воздухом «и аще»…

ИсточнЕГи, как обычно, делятся на два враждебных лагеря - «пророманские» (Дионисиос Галикарнасский, Титус Ливиус, Флорус, Евтропиус, Орозиус, Зонарас) и «прогреческие» (Плутархос). Впрочем, всё не настолько мрачно, как в описаниях битвы у Аускулума (см. предыдущие серии), и можно «составить пазл кусочками». Куриос окопался на позиции с прикрытыми флангами и решил ждать, пока из Лукании не подойдет на подмогу Лентулус. Пиррос решил сделать глубокий обход врага с тыла и поделил войско на две части - одна вышла ночью в поход, вторая должна была утром атаковать врага с фронта. Некоторые исторЕГи называют сей план «гениальным» - потому что среди исторЕГов не принято читать ни источнЕГи, ни сочинения других исторЕГов о военном искусстве (я ХЗ, почему - видимо, заставляют клясться на крови перед получением кандидатской степени под угрозой насильственной смерти).




А читали бы - знали, что из ста попыток глубокого обхода врага на поле боя проваливались примерно 90, и по самым банальным и известным каждому нормальному командиру причинам - незнакомая местность, невозможность поддерживать связь, а самое главное, ночью бляццки темно! Понятно, что Пиррос решился на такой шаг от безысходности, ибо за два сражения с романи понял, что атаковать их в лоб не вариант, упертые сцуки, слишком много народу положат перед тем, как слызнуть. Но зачем выдавать необходимость за блеск ума? Тем более что «опять не получилось» - обходный отряд вышел к романскому лагерю слишком рано, Куриус сумел сплотить своих легионеров и отбросить врага, причем настолько воодушевился (а чо, половину сопостатов, считай, побил уже!), что решил не дожидаться Лентулуса и выйти на бой во чисто поле.

Пообище снова вышло «стенка на стенку». Справа романи потеснили врага, но на другом фланге сам Пиррос погнал их аж до лагеря. Как обычно, в момент кульминэйшна сражения басилеос бросил в атаку своих слонов - но на сей раз романи смогли их отпулять зажженными стрелами и факелами. Дионисиос вообще жжОт, рассказывая, что во всем виноваты нерадивые дети - некий слоненок-де бежал за мамою-слонихою, получил чем-то по балде, завижжал и убежал назад, а «яжмать» ломанулась за ним, сминая стройные ряды эпиротов… Смешно даже не это, а то, что большинство исторЕГов это «хавают, не подавившись». Хотя любому здравомыслящему человеку приходят на ум вопросы. А что, для войны обучали не только самцов, но и самок? А что, кормящую мать всё равно использовали для сражений? А что, мелкому слоненку позволяли бежать в строю во время боя? А что, «элефантисты» Пирроса были не просто идиоты, а больны Альцгеймером на всю голову?.. Короче, не надо верить всему, что 3,14здят «древние аффтыри», особенно такому откровенному вранью.



Далее имеет место далеко не первый в мире исторический детектив. «ИсточнЕГи первой группы» и внемлющие им, аки святому писанию, «некоторые исторЕГи» бодро сообщают нам, что романи вдарили на эпиротов и рассеяли их, аки ветер дым. Однако Плутархос ни о чем таком не пишет, очень кратко протараторив, что «Пирроса победили», и еще Ханс Дельбрюк заметил: «Мы даже не можем сказать, действительно ли Пирр потерпел поражение или же только не смог провести атаку, и бой остался нерешенным». Казаров же предпочел солидаризироваться с мнением немца О. Хамбургера: «Никому не придет в голову отрицать победу Пирра при Аускуле, хотя он и не смог ее использовать стратегически. На мой взгляд, подобный случай, но в пользу римлян имеет место и тут. Они одержали верх в борьбе и вынудили противника к отступлению. То, что римляне не преследовали его и не смогли уничтожить, не умаляет завоеванную победу».

Сорян, конечно, граждане авторы монографиЕВ, но с какого пня романи вообще победили? С того, что Титус Ливиус написал в «кратком сокращении» (периохах) не дошедших до нас полностью книг его труда «Дентатус разбил Пирроса в Самниуме и выгнал из Италии»? Конца описания сражения у Малевентума попросту ни у кого нет - удачное отбитие атаки слонов сразу переходит в рассказ о том, что Пиррос эвакуировался из Италии. Так он и с Сицилии ранее эвакуировался - не будучи вообще разбит ни в каком сражении. Да, тяжкие потери и подход второй армии романи уничтожали шансы на успешное окончание кампании - и Пиррос ее проиграл. Кампанию, но не сражение - нету у нас достоверных фактов о том, чем пообище закончилось. То, что «победители» не преследовали «побежденных» говорит о том, что они боялись из лагеря высунуться, даже увидя отход врага - видимо, так крепко накануне «победили»… Итого, не надо вестись на романскую пропаганду, абсолютно естественно превратившую тактический просер в «победу по очкам» - она и со сражением при Аускулуме так пыталась сделать, см. предыдущие серии.

Онтичность, Ипирос

Previous post Next post
Up