Человек, которого боялась Рома - 12

May 26, 2023 20:43

Перья войны и мРАсовы дети

За 12 лет ведения ЖЖ я постоянно получаю в ответ на свои посты каменты типа «так смотреть, или не смотреть?!», «так читать, или не читать?!» и «кто победил-то?!». Наивные чукотские юноши добиваются от меня конкретного ответа, чтобы подом прийти и гордо кинуть к моим ногам «херня, не понравилось, зря купился, лошара!» Не дождетесь (тм) Идите и смотрите, читайте, ешьте сами - и решайте сами тоже, детсад давно уже закончился… Но на вопрос, «а кто же победил в сражении при Аускулуме?» я ответ всё же дам - потому что не пойдут и не прочитают (проверили, знаем - агрессивные упрямые ленивцы). Тем более, что никакой дилеммы нет, если не вестись на выдумки древних бандитов «с раёна», сочинявших бредятину о том, как они всех гнули и сморкали.



Аускулумское пообище, модерн эдишн (клкиабельно)

Как уже было отмечено в предыдущей серии, рассказов о битве всего два - пиратящий Хиеронимоса Кардийского и пиратящий Дионисиоса Галикарнасского. В первой версии никаких вопросов нет - на романи побежали слоны, романи убежали от них в лагерь и там снова боялись. Во второй тень на плетень и дым на бирдым наводится с помощью литературного 3,14здежа - македоняне первый легион фырр, зато четвертый и третий легион всех фырр, тут слоны, слонов сперва фырр, потом не фырр, тут какие-то папусы из кустов напали на обоз Пирроса, тот их фырр, романи тем временем вперед, Пиррос их снова фырр, и те гордо удалились в лагерь… В итоге консул (одна штука - второго заколбасили) оказался там же, где и у Хиеронимоса (в лагере боялся слонов), но количество «кто кого фырр» сбивает читателя с толку, и он не понимает - кто кого в итоге фырр-то? Вот так она и работала, чудесная романская пропаганда, ибо у Дионисиоса (жившего в Роме, учившего латынь и читавшего «древные латынские книги») его версию быстро схватил Титус Ливиус, «и далее везде».

Причем если предполагаемый источник Дионисиоса (исторЕГи считают, что это анналист II века до Р. Х. Валериус Антиас) еще не отрицает победу Пирроса, то уже сам Дионисиос и тырящий у него Ливиус выставляют результат как «игра была равна». Причем тырящие уже у него постепенно «грызли морковь до хвоста»: у Лукиуса Анеуса Флоруса (II век) римляне «лучше боролись»; у Флавиуса Евтропиуса (IV век) уже «затем Пиррус бежал в Тарант»; и наконец Паулус Орозиус (V век) отбросил все сомнения - «победа досталась романосам». Более того - ежели у Дионисиоса потери обоих сторон составляют по 15 000 человек, то Фронтинус, Евтропиус и Орозиус пишут про 5 000 романосов и 20 000 «пиррян»… Но откуда вообще взялась эта суета - что дало возможность «романским борзописунам буков» оспаривать результат победы над ними? По поводу Хераклеи же (например) «при товарище Брежневе такого не было».



Романская монето-медаль со "слоном Пирроса"

Всё дело в том, как повел себя басилеос после победы - впал в «длительную стратегическую паузу» и в итоге покинул Италию. Примерно то же самое делали и романи (ну, они-то в Италии остались, но «сидели и не жужжали»), но с ними-то понятно, их опять взгрели по самые уши. А вот чем занимался Пиррос? Возможно, дело было в ране, полученной им самим в битве - Дионисиос упоминает о том, что дрот попал ему в ногу. Быть может, на фоне второй подряд победы подняли голову италийские союзники, которым надоело поить-кормить «иностранное войско» и терпеть довольно тяжелый характер басилеоса. Не исключено, что повлияли дурные вести «с большой земли» - в Македонию ворвались бешеные немытые небритые кельты и снесли Птолемеоса Керавноса, оставив трон разоренной страны вакантным, а Эпир - под угрозой вторжения каких-нито «мелких орд» завоевателей. Однако имеются вполне себе два не «может быть» и не «вероятно, что», а реальных факта.

Во-первых, Юстинос повествует о том, как еще в 280 году, после поражения при Хераклее, карфагенянский флотоводец Мгн (семитские алфавиты не содержат гласных, так что нам он известен как 𐤌𐤂‬𐤍, а попытки придумать «настоящее имя, типа Магон», упираются в то, что по-карфагенски никто уже очень давно не размовляет; собственно, поэтому и прославленный полководец - Хнб’л) приплыл с флотом в Рому и встречался с сенатусом, предлагая помощь в борьбе против Пирроса. Расчет был прост - если романи склеют ласты, басилеос пойдет на Сицилию, и там столкновение с ним уже карфагенян неизбежно. Сенатус-де ему отказал, и Мгн тут же… приплыл к Пирросу «побеседовать о его творческих планах». В общем, басилеос, будучи не дурак, понял, что карфагеняне «шурудят» за его спиной, а чтобы догадаться, что причина всему - Сицилия, вовсе не надо было править Эпиром.



Полибиос, модерн эдишн

К тому же Юстинос либо соврал, либо «не сказал всей правды». Полибиос утверждает, что копался в «романских архивах» и откопал там четыре договора романи с Карфагеном - за 509, 348, 306 и 279 год (через год, или менее того от миссии Мгн’а- но как раз сразу до или после битвы при Аускулуме). По условиям последнего «если римляне или карфагеняне пожелают заключить письменный договор с Пирросом, то оба народа обязаны выговорить себе дозволение помогать друг другу в случае вторжения неприятеля, какая бы из двух стран ни подверглась насилию». И карфагеняне даже обязались предоставлять свои суда для перевозки романских войск, но без того, чтобы их команды участвовали в боевых действиях на суше. И если год назад Мгн «повилял задом» перед Пирросом сразу после (как оказалось) заключения договора с Ромой, то и романи теперь вполне могли «намекнуть» басилеосу, что «заграница нам поможет».

А вот воевать с Карфагеном на море Пиррос готов не был - «нема у батьки было корабельного запасу». И ежели романи начнут плавать «туда и сУда» на их кораблях - как аще оборонять Великогрецию?.. И тут появилось «во-вторых», оно же решение, как могло показаться, всех проблем. Оказалось, что с хитрожопыми пунянами можно побиться не на море, а на суше - в Сицилии, где в это время творились форменные безобразия… В предыдущих сериях мы познакомились с тем апожем, который потомки Агафоклеса устроили, даже еще не дав ему по-человечески умереть - внук порезал и выгнал всех, а его самого порезали в 289 году. Кто остался? Остался убийца внука, командир наемником Менон, который во главе войска попытался захватить Сиракузе, заключив союз как раз-таки с карфагенянами. Для супротивостояния ему сиракузяне выбрали стратегом некоего Хикетаса. Который, чтобы победить наемников, заключил невыгодный мир с семитами - в Карфаген отправили 400 заложников, а в Сиракузе вернули изгнанников.



Монета мамертинцев... с Зевсом

Наемников тоже надо было куда-то деть - им предложили продать свое имущество в городе и манать домой. Дом у них был в Италии - парни в основном прибыли из центра полуострова, из племен осков. Как воины, оне уважали бога Ареса, которого звали по-оскски Мамерс (латыняне его же звали Марсом), и сами себя прозывали мамертинцами. И они решили домой не возвращаться, а захватили город Мессану, где организовали «вильну пиратску республику» - перерезали мужиков, разобрали баб, детей продали и стали жить, грабя момоходящие кОрОваны и пейзанские села. (Их «Тортуга» просуществовала четверть века, покамест по причине начала Пунических войн всех не переловили.) А Хикетасу понравилось быть стратегом, и он не ушел - в 287 году провозгласил себя автократором (повелителем, владыкою морским), а кто был несогласный, тому показывали на Мессану, вон там «биндеро-фашисты», вдруг нОбегут, надо крепкую руку!

Постепенно ЧСВ вступало Хикетасу в голову - он развязал войну с тираном города Акрагаса Финтиасом, побил его, а потом нОбежал на карфагенские владения, но был разбит. Ауторитэт тирана резко упал, и некие командиры наемников Финион и Сосистратос убили его в 278 году. И «стали двоЯ вместо него», вполне предсказуемо разосрамшись в самом скором времени. В результате оба обратились к Пирросу с просьбою стать посредником в конфликте… Таким образом, басилевс, сидевший на попе после Аускулума смирно (романи снова не прислали делегацию для переговорах о мире - только его же врача, который предложил им отравить Пирроса, то есть наДсмехались) и думавший, что делать со всем этим хреном и редькою, получил заманчивое предложение, от которого трудно было отказаться.

Онтичность, Ипирос

Previous post Next post
Up