Мальбру в поход собрался - 13

May 11, 2023 11:32

Мир, королевский и Райсвейкский

Ко двору Мальборо возвратили в 1694 году, но никакой должности так и не дали - Вильям III продолжал дуться. 30 сентября - 20 октября 1697 года закончилась война Аугсбургской лиги - был подписан Райсвейкский мир (точнее, миры - несколько договоров разных стран дружка с дружкою) - а никак не Рисвикский, потому что в природе такого города нету, как бы ни пытались англичане исковеркать название города Райсвейк. В 1698 году возник проект сделать графа воспитателем единственного выжившего сына принцессы Энн - Вильяма, герцога Глостера, которому стукнуло 9 лет. Король захотел назначить графа Шрюсбери, но тот отказался в пользу Мальборо. Тори сейчас же выдвинули своего кандидата - Лоуренса Хайда, графа Рочестера, но за Мальборо впрягся лорд Годолфин. В итоге сыграли роль политические соображения - у Вильяма III появился новый молодой фаворит-голландец Арнольд ван Кеппел, граф Албемарл, который ненавидел старого фаворита Виллема Бентинка, графа Портленда - а поскольку Портленд ненавидел Мальборо, Албемарл выступил за назначение Черчилля.



Хенриэтта Черчилль

Итак, летом 1698 года Мальборо официально был назначен воспитателем герцога Глостера. Старший (и единственный) сын Джона и Сары, 11-летний Джон, стал обер-шталмейстером принца, а некая «мисс Хилл» - прачкою. У нее была старшая сестра Эбигейл Хилл, которую Сара Черчилль просто взяла к себе на содержание, ибо с удивлением узнала, что она - ее кузина, дщерь тети Элизабет, ибо у дедушки было 22 ребенка, семейного поместья на всех не хватило, и Хиллы жили, мягко говоря, бедновасто. Запомните пока лишь то, что Эбигейл Хилл никогда не была Черчилль - про это 3,14дливый французишко сам придумал, как и почти всё в своей пиеске… Ну и саму ее запомните - скоро встретите. А Хиллов в итоге Сара «вывела в люди» всех - и папу (на таможню), и старшего братца Джека (пажом принца Георга Датского, потом адъютантом Мальборо - в итоге деревенщина стал генералом и «за всё легавым добродетелям отомстил»). Естественно, что, как и всякое доброе дело, сия благотворительность безнаказанной не осталось - но об этом позже…

Подрастали и собственные дети. 23 апреля 1698 года 17-летняя Хенриэтта Черчилль вышла за Фрэнсиса Годолфина, сына Сидни Годолфина. 2 января 1700 года 17-летняя Энн Черчилль была выдана за лорда Чарльза Спенсера. По случаю свадьбы старшей дщери принцесса Энн подарила графу £10 000, но тот в аттракционе неслыханной для него щедрости взял только £5 000. Добрел и король - когда в 1698 году Вильям III отъехал в Нидерланды «падилам», страной он оставил управлять совет регентов, одним из девяти судей-уполномоченных которого стал и граф Мальборо. 29 декабря 1698 года парламент таки добился удаления из Англии голландской гвардии (см. предыдущие серии), и король в припадке гнева даже хотел отречься от престола - но Черчилль в разговоре «ван-ту-ван» его переубедил. «Два следующих года Вильям опирался на Мальборо, не вполне доверяя ему. И Мальборо, став королевской опорой, отчетливо понимал свой случай и нес этот вес вполсилы. Он не вполне передался королю. Вильям доверял ему наполовину, а второй половиной королевского доверия была нужда в помощи. И Мальборо стремился сохранить независимость, бережно заботясь о собственных властных ресурсах» (Винстон Леонард).



Энн Черчилль (кликабельна)

30 июля 1700 года герцог Глостер скоропостижно скончался от оспы. Вильям III распустил его двор с еще большей быстротой - Сара потом еле смогла выцарапать жалованье за последний месяц. Энн и Георг по-прежнему были бездетны - их отпрыски умирали либо младенцами, либо вообще до рождения, как выкидыши. Кто станет наследником после принцессы? Неужто сын Джеймса II, которого предлагали «отнять, отмыть, перехрестить и воспитать как следОвает»? А может, вообще объявить Англию, Шотландию и Ирландию республиками, как уже было при Кромвелях? На фоне этих брожений был принят «Акт о престолонаследии» - после смерти Энн трон должен был перейти либо к Софии фон Брауншвайг-Люнебург, курфюрстине Ханновера, дщери Элизабет Стюарт, дщери короля Джеймса I Стюарта, либо (если не доживет) к ее сыну Георгу фон Брауншвайг-Люнебургу. Во всех сопровождавших сей вопрос бурных дебатах в парламенте Мальборо набрал вес, как умеренно-нефанатичный тори, и в общем-то ему уже и не нужен был исчезнувший пост воспитателя наследника - его и так знала вся страна, он вошел в число тех, кто «крутил реальную политику»…

Посол Республики Соединенных Провинций писал в отчете домой в 1700 году: ««Еще не объявлено, но, скорее всего, граф Мальборо будет государственным секретарем, а Годольфин - лордом Казначейства». Однако «коварный европейский политИк» снова спутал все карты - король Карлос II Испанский помирал без наследника… Ну как без наследника - в 1698 году им назначили правнука его матери (и «какого-то там юродного» внука самого Карлоса) Йозефа Фердинанда Леопольда фон Виттельсбаха, сына курфюрста Баварии. Но в 1699 году 9-летний мальчик помре, а королева-мать помре еще раньше, и наследником стал эрцгерцог Карл фон Хабсбург, сын и наследник кайзера Леопольда I, племянник второй жены короля. Что категорически не устроило Луи XIV, который и мытьем, и катанием заставил Карлоса II переписать завещание - когда тот отдал Б-гу душу и тело 19 ноября 1700 года, корону Испании унаследовал… младший внук Бурбона Филипп д’Анжу, ставший Фелипе V де Борбоном потому, что его бабушка была дщерью короля Фелипе IV, «и я так сказал, бандерлоги!».



Фелипе V ди Борбон

«У принципи», даже это устраивало Англию, Нидерланды, Швецию и прочие протестантские державы - с оговоркою про то, что Фелипе V Испанский никогда не сможет стать Филиппом VII Французским, то есть, ни он, ни его потомки никогда не смогут наследовать корону Франции (только империя была против - или Карл фон Хабсбург, или война). Но когда Б-г хочет наказать человека, он отнимает у него мозги - Луи XIV с мефистофелевским смехом заявил внуку: «Будьте хорошим испанцем - это ваш первый долг; но помните, что вы рождены французом, и заботьтесь о согласии между двумя народами. Так вы сделаете их счастливыми, и сохраните мир в Европе». Для тупых присутствовавший посол Испании «прозрачно намекнул»: «Нет больше Пиренеев!» (многие исторЕГи пытаются доказать, что он этого не говорил - но «по смыслу верно»). Ну а для еще более тупых новый король Испании тут же отнял асьенто (монопольное право ввозить черных рабов в обе Америки) у голландской Вест-Индской компании (ВИК - не путать с ОИК) и отдал французской Гвинейской компании. Это уже был не какой-то там «нетупиреней», это «солидный повод для солидных людей». Сие означало токмо одно - новая всеевропейская война с Франциею…

Век семьнадесятый, Мальбру

Previous post Next post
Up