Мальбру в поход собрался - 10

May 04, 2023 23:25

Скандалы в благородных семействах

Пока муж укреплял положение семьи в глазах царствующих монархов, жена принялась шатать трубу и гнуть скрепы - графиня Сара Мальборо, как первая дама «Кокпита» и личная подруга принцессы Энн Стюарт, активно поддерживала ее в разразившемся сраче с сестрой и зятем. Принцесса получала по «цивильному листу» (утвержденному списку доходов из бюджета) от парламента £20 000 в год, а все остальные ее расходы покрывались из имущества королевской семьи, которым распоряжались Вильям III и Мэри II. Подсчитав, что «милая сестрица» обходится им в £30 000 ежегодно, король возмутился «кель транжирством», хотя, как заявляла Сара, «как то выяснилось впоследствии, некоторые из его фаворитов получали больше». И тогда принцесса обратилась в Палату общин с просьбою расширить ее «цивильный лист» до £70 000 (по принципу «проси больше, а там сколько дадут»).



Турвиль - человек, который напугал Англию

Развернулась настоящая интрига - королева Мэри уговаривала сестру не выносить сор из семьи, «рассчитывая на постоянную щедрость короля», лидер вигов граф Шрюсбери мамою клялся, что парламент выделит субсидии, ибо «это дело свободолюбивого принципа», Сара, собирая голоса депутатов от тори, разосралась с королевским двором (как и весь «Кокпит»). В итоге парламент выделил принцессе £50 000 ежегодно, а Мэри II записала графиню Мальборо в личные враги и потребовала от сестры удалить ее. Сперва возьми к себе, а потом сама удаляй, ответила Энн. Обиженная королева нажаловалась супругу и, видимо, вместе с пристрастием Вильяма III к своим любимым голландцам, это «сыграло роль» в том, что граф Мальборо, несмотря на свои подвиги, так и не получил самостоятельного командования на фронте до конца его правления. И в этой ситуации, внезапно, прав Винстон Леонард - никто не давал гарантий, что Энн переживет Мэри и Вильяма, или у них не родится наследник, тут Черчилли не подлизывались к будущей королеве, а честно отстаивали интересы своей покровительницы, сильно, кстати, рискуя.

Впрочем, не стоит преувеличивать размер жемчуга и густоту супа - отъезжая в 1690 году с главными силами армии в Ирландию на помощь Шёнбергу, терявшему людей от болезней и бесплодного ожидания (подробности см. в серияле «Война о девяти головах»), Виллем III оставил за главную в Англии королеву и совет из девяти «консулов». В него вошел и Мальборо - как главнокомандующий в королевстве. Правда, сил ему оставили с хренкин гуль - примерно 6 000 регулярных солдат, что внезапно стало проблемой после того, как 10 июля 1690 года объединенный англо-голландский флот был разбит у Бичи-Хэд французами под командой генерал-лейтенанта морских сил (звание, промежуточное между контр-адмиралом и вице-адмиралом) Анна Иллариона де Турвиля. Англия внезапно оказалась беззащитной перед вражеским десантом - как минимум 20 000 солдат Луи XIV имел возможность отправить на завоевание «непокорного соседа»…



Герцог фон Вюртемберг-Нойенштадт

Сложилась катастрофическая ситуация - защищать страну нечем, кроме 6 000 солдат и тех ополченцев, кого смогут наскоро набрать. Король в Ирландии хоть и одержал решающую победу на реке Бойн, но переправиться назад теперь для него была большая проблема, на море-то «правит Франция волнами». Сбежавший в Версаль из Ирландии Джеймс II слезно просил «кузена» десантироваться в Англии и «покончить со всем сразу» - войной, голландцами и еретическим протестантизмом… Трудно сказать, сам ли «руа-солей» проявил несвойственный ему ум и рассудительность, или кто-то подсказал, что именно успех экспедиции ПРОТЕСТАНТА Виллема ван Оранье в позапрошлом году доказывает, что сейчас ничего не выйдет - нельзя пытаться оккупировать остров с фанатичным ПРОТЕСТАНТСКИМ населением, даже если проблема высадки на него легко решаема… Еще одним человеком, понявшим это, стал главнокомандующий Мальборо - в августе он представил консульскому совету и королеве план, по которому все регулярные части отправлялись в Ирландию, дабы быстро завершить ее покорение. Также граф ходатайствовал, чтобы его брата Джорджа повысили до адмирала.

Против выступил Томас Осборн, граф Лидс (бывший лорд Денби), личный «недруг семьи» - он заявил, что «если Черчилль получит флаг, о нем станут говорить, что он адмирал по протекции, так же как его брата честят генералом по протекции». По наущению Лидса, совет голосовал против проекта Мальборо, но поскольку за проголосовали (помимо автора) еще и казначей ВМФ, адмирал флота (высшее звание) Эдвард Рассел и госсекретарь Северного департамента (МИД по делам с протестантскими странами) Дэниэл Финч, граф Ноттингем, пришлось отправить план на утверждение королю. Вильям III встал на сторону главнокомандующего и… велел тому самолично возглавить войска, высадившись возле Корка, что и было сделано 24 сентября 1690 года. Вот оно, первое настоящее самостоятельное командование для генерал-лейтенанта Мальборо, 6 000 человек, чтобы взять Корк!.. Ага, щаззз.



Форт-Элизабет (кликабельный)

По приказу короля, безуспешно осаждавшего Лимерик и уезжавшего по сему случаю в Англию, главнокомандующий барон Годард ван Рейде, лорд Гинкел (естественно, голландец - фаворит Вильяма III) выслал на подкрепление Мальборо 5 000 солдат. Граф просил, чтобы они были англичанами, и чтобы ими командовал его старый приятель Перси Кирк. 9 000 англичан под командой англичанина, совершающие военные подвиги? Никогда - на в это царствование! Гинкел послал 5 000 голландцев, немцев, датчан и гугенотов, возглавил которых Фердинанд Вильхельм, герцог Вюртемберг-Нойенштадт. Вопреки уверенности Винстона Леонарда, он был как бы не опытнее Мальборо - воевал в Сконской войне, в 1683 году под Веной с турками, в 1685 году получил тяжкую рану мушкетной пулей в лоб (выжил, но умрет от ее осложнений через 16 лет). Но самое главное - генерал-лейтенантом он стал еще на датской службе в 1682 году, следовательно был старшим по производству, что всегда давало преимущество при равных чинах. Так что его претензии на главное командование корпусом были далеко не беспочвенны. И то, что они смогли в итоге договориться руководить «сутки через сутки» (старый способ мирить двух равнозначных полководцев) - целиком добрая воля герцога.

Осаду Мальборо начал еще до прибытия Вюртемберга, высадившись 24 сентября в городке Пасседж-Вест и обустроив лагерь в Красном аббатстве (Рэд-Аббей), бывшем католическом монастыре к югу от Корка. С подходом подкреплений «вильямайты» (так звали сторонников Вильяма III - в отличии от «джакобайтов», ДНР - «якобитов», сторонников Джеймса II) заняли форт-Элизабет на господствующей высоте и начали бомбардировку города. Когда в стене была пробита брешь, командующий гарнизоном (неустановленной численности) полковник Роджер МакЭллиготт попросил позволения оставить город, уйдя в Лимерик. Вюртемберг склонен был согласиться, но Мальборо настоял на решительном отказе. Через несколько дней случился штурм, при котором в рядах «вильямайтов» погиб 27-летний Хенри Фицрой, герцог Графтон, бастард Чарльза II. Когда осаждающие ворвались в брешь 27 сентября, МакЭллиготт согласился на капитуляцию.



Останки Форт-Джеймса

Джеймс, герцог Бервик, бастард Джеймса II и племянник Мальборо (сын Арабеллы Черчилль - см. предыдущие серии), подошел на выручку Корка с 5 000 человек, но так и не осмелился атаковать, наблюдая за развитием успеха дяди и «какого-то там немца». Не теряя времени, «вильямайты» кинулись на Кинсел, который осадили 1 октября. Город защищали два форта - Старый (Форт-Джеймс) и Новый (Форт-Чарльз). Комендант Эдвард Скотт отказался сдаться на капитуляцию, и Мальборо с Вюртембергом решили атаковать Старый форт, как менее крепкий. Однако полковник Корнелиус О’Дрисколл держался там до тех пор, пока случайный взрыв порохового погреба сильно повредит постройку. При взрыве погибло 40 человек, еще 200 убило во время последовавшей атаки (включая полковника) - остальные сдались. Но Новый форт продержался еще 10 дней, позволив Скотту выторговать себе почетные условия - 16 октября все его 1 200 человек уходили в Лимерик с оружием.

Кампания завершилась победою - потеряв два крупнейших порта на юго-восточном берегу, «джакобайты» не могли теперь получать помощь и подкрепления из Франции. Как обычно, общественное мнение приписало все лавры «нашему, британцу, протестантЦу», предпочтя не замечать «немца, перца, колбасу». «В двадцать три дня Мальборо добился куда большего, чем Вильям со всеми голландскими командирами сумели сделать за год и в Ирландии, и за границей», - хвастливо пишет один из его биографов-жополизов. Все, и в первую голову сам граф, ожидали, что в следующем 1691 году его отправят главнокомандующим в Ирландию, «добивать джакобайтскую гадину в ея логвище», но… Голландские витязи так прямо не ездят, тем более не посылают витязей английских.

Век семьнадесятый, Мальбру

Previous post Next post
Up