Мальбру в поход собрался - 8

Apr 29, 2023 22:21

Голландское завоевание Англии

В 1688 году в Европе сложилась уникальная ситуация - за короля-католика Англии готовы были впрячься лишь французы. Шла Война Аугсбургской лиги, и протестантские князья Германии были полны праведным гневом и «братством-реформатством», так что курфюрст Бранденбурга и герцог Пруссии Фридрих III фон Хоэнцоллерн даже дал статхаудеру Виллему III свой корпус под командою генерал-фельдмаршала Фридриха Херманна фон Шёнберга (во Франции когда-то звавшегося Шомбером). Кайзер Леопольд I фон Хабсбург был в сомнениях и посоветовался с папою Римским Иннокентиусом XI, который его успокоил - что плохо для гнусного агрессора Луи XIV, то хорошо для всех. Даже супер-тру-католики испанцы по тем же самым соображением (ненависть к «подлому Лую») не собирались ничем помогать Джеймсу II. Так что всё зависело от французского короля - Генеральные Штаты недвусмысленно заявили Виллему III, что ежели тот в оной кампании пойдет на Соединенные Провинции, а не на Рейн, как ожидали, никаких денег на высадку в Англии они ему не дадут.



Виллем III ван Оранье (кликабелен)

Но позицию Луи XIV, обещавшего Джеймсу II 30 000 солдат и военный флот в помощь, блокировал… сам Джеймс II, не желавший лезть в евровойну, впадать в зависимость от «иноземного ига» и опасавшийся, что высадка французов спровоцирует повсеместные восстания протестантов. Король всё еще надеялся добиться своего парламентскими методами - провести на выборах в Палату общин лояльное большинство и отменить «Тест-Акт». В конце концов, терпение Луи лопнуло, и 2 сентября 1688 года он предъявил Республике Соединенных Провинций ультиматум - любое мероприятие против Англии, «состоящей в союзе с Франциею», повлечет за собою нашествие. Но увы, выстрел получился холостым: генеральные Штаты возмутились тем, что «он тута нам мультиматумы рисует, мы яму хто!», а Джеймс II поспешил заявить, что никакого союза нету, «и он аще не в курсах, шо такое». Французы пукнули в небо…

Луи решил, что Виллем и Джеймс - в тайном сговоре против него, и «да пошли вы все тогда накуй». Пускай статхаудер высаживается и захватывает трон - всё равно англичане не перенесут «голландское иго», и он погрязнет в подавлении бунтов и восстаний. Французы ушли на Рейн, и 19 октября небольшая армия, собранная буквально по всей Северной Европе - голландцы, пруссаки, шведы, датчане, наемные английские и шотландские полки, и даже отряд французских гугенотов, изгнанных с родины - отплыла на нескольких ста транспортных судах в сопровождении военного флота из 60 кораблей под командой адмирала Херберта. Г-дь Б-г решил побыть немного католиком - сильный шторм разбросал корабли и отогнал обратно к побережью Нидерландов. Одно судно вынуждено было пристать в Англии и тут же захвачено. «В несколько этих дней Господь явил нам всякие чудеса, и это ничуть не удивительно», - заявил Джеймс II и «еще более узбагоился».



Барон Джеффрис (кликабелен)

Советники (еще остававшиеся верными королю) настаивали - надо собрать парламент и объявлять «отечество опасносте». Не, эти хлыщеватые проныры тут же начнут 3,14здеть за перехрещение наследника и снова нападать на мои права, отрезал король. Лорд-канцлер Джордж Джеффрис, печально знаменитый как судья-председатель трибунала по делу о мятеже Монмута, тут же подал в отставку с криком: «К чему стараться, когда Пресвятая Дева устроит всё без нас и самым прекрасным образом!» Флот сосредоточили в устье Темзы, дабы отбивать нападение голландцев, а полки направили на север - там ждали наиболее вероятной высадки Виллема. Но на сей раз Г- Б-г решил, что он протестант - ветер, попутный снова собравшемуся флоту Виллема III, помешал англичанам выйти из устья Темзы. 15 ноября 1688 года армия вторжения высадилась в Торбее (Девоншир).

Дойдя до Эксетера, Виллем стал ждать «стекания добрых протестантов» - за 10 дней не пришел ни один, все его сторонники собирались в Йоркшире. А тут, на западе Англии, всего три года назад перевешали и отправили в «рабство негров» сторонников Монмута - протестанты еще были, но дураков не осталось. Хотя попозже некоторые аристократы-виги таки начали прибиваться к статхаудеру, уже было ставшему подозревать, что его обманули и предали. Джеймс II же заявил, что согласен выполнить все требования оппозиции, перечисленные в манифесте голландца как «примеры деспотизма», кроме одного - он не будет созывать парламент, «когда иностранная армия стоит на английской земле», и уехал из Лондона в Виндзор. Перед королем встал насущный вопрос - кого назначить командующим армией, которая выступит навстречу оккупантам?



Фельдмаршал Шёнберг (кликабелен)

Фавершем не подходил - француз, мишень нападок за «промахи» во время компании против Монмута, «кровавая собака». Но других вариантов не было - он остался. Однако король решил подкрепить его «моченую» репутацию авторитетом лучшего генерала-англичанина - Джона Черчилля производят 17 ноября в чин генерал-лейтенанта, назначают командиром бригады и отправляют в Солсбери, куда стягиваются верные королю войска. В тот же день туда отправился сам Джеймс II, и генерал попал в его свиту. Увы, со всех сторон посыпались доносы - генерал-лейтенант открыто выражает солидарность с мятежниками, «шатает трубу и гнет скрепы». Фавершем, де, на коленях молил Джеймса кинуть его «преступного заместителя» в Портсмутскую тюрьму, но… Это всё могут быть и сочиненные самим Черчиллем и его «дружбанами» байки, призванные отмыть репутацию «внезапного предателя».

23 ноября 1688 года состоялся военный совет, на котором Черчилль и герцог Графтон были за атаку неприятеля, но Фавершем и король приказали отступать. Ночью Черчилль и Графтон с 400 солдат и офицеров покинули лагерь и ушли к Виллему ван Оранье. Королю генерал-лейтенант оставил письмо, в котором заявлял, что «я держался до сих пор лишь личной верностью к Вашему Величеству, вопреки всем тем несчастным планам неосмотрительных и своекорыстных людей, что были устроены против истинных интересов Вашего Величества и Протестантской веры; но с притворством покончено, я не могу дольше оставаться с теми, кто готов пустить эти планы в ход». Немец Шёнберг с национальной грубостью заявил, когда беглецы появились в ставке статхаудера в Аксминстере, что это первый известный ему случай дезертирства генерал-лейтенанта (ну, сменившему службу пяти государствам «маршалу удачи» было виднее). Зато Виллем III был очень доволен.



Бегство Джеймса II из Англии (кликабельно)

Король приказал обыскать дом Черчилля и арестовать Сару - это выдает его крайнюю злобу. Сара и принцесса Анна бежали из Лондона в Ноттингем, где собирались мятежные протестанты. Вернувшийся в Лондон Джеймс II притворился, что готов вступить в переговоры с Виллемом, но на самом деле тянул время, пока королева с сыном сбежали во Францию 19 декабря, а он сам последовал за ними 21 декабря - но был пойман какими-то рыбаками (прилив помешал ему отплыть) и даже избит (пейзане оправдывались тем, что приняли его за «удирающего иезуита»). Виллем решил, что судить короля тупо - если не приговаривать к смерти, то это будет вечная язва с постоянными попытками вытащить его из тюрьмы и устроить бунт. А если кОзнить, то назовут «новым Кромвелем» и обмажут всемирным говном. Пусть лучше живет в изгнании, меньше вреда и расходов для казны. Потому он велел тайно отпустить Джеймса II, и 23 декабря тот наконец покинул Англию… А поскольку не был убит ни один англичанин (ну, и вообще никто), произошедшее назвали Славной революцией.

Век семьнадесятый, Мальбру

Previous post Next post
Up