Гладко было на бумаге…
Горы - это такие неприятно высокие места с узкими проходами между ними, и потому двигаться «единой колбасой» там нерационально. Резервная армия была разделена на несколько колонн, спускавшихся в Пьемонт разными маршрутами. Дивизия Бона-Адриена Жанно де Монсе, отнятая у Рейнской армии (там же фигней всякой же занимались…), должна была перейти Альпы через перевал Сен-Готард, дивизия Джузеппе Леки - через Симплон, Жозефа Шабрана - через Пти-Сен-Бернар, Луи-Мари Тюрро де Линьера - через Мон-Сени. Главные силы, штаб и авангард под командою Ланна маршировали через перевал Гран-Сен-Бернар. И практически сразу же стройный план «прилета орла с горных вершин в Пьемонт, за спину дедушке Меласу, неожиданно клюющего его в задницу» пошел по 3,14зде… Ну, обычная история с планами Буонапарте, если кто-то еще не заметил.
Форт Бард (в нынешнем состоянии)
16 мая 1800 года авангард Ланна (шесть полубригад) перешел Гран-Сен-Бернар и обратил в бегство небольшой австрийский форпост в Сан-Реми. 17 мая французы оккупировали Аосту, а 18 мая напали на 1-й батальон Банатского граничарского полка в городке Шатийон. Источники по-разному врут о численности гренцеров - от 450 человек с двумя пушками до 1 200 человек с 13 орудиями. Вперед кинулась дивизия генерала Франсуа Ватрена, опрокинувшая врага и захватившая два орудия и «от 25 до 500» пленных. Однако ж на этом бодрая поступь Резервной армии слегка запнумшись… Ибо на выходе с перевала Гран-Сен-Бернар обитали не токмо собаки с бочонками, но и люди-итальянцы в деревне Бард. В незапамятные времена, аж 1242 году, герцог Савойский построил там форт, а в 1661 году другой герцог Савойский его укрепил, перестроил и снабдил гарнизоном - чтобы контролировать шастания из его герцогства Савойя в его герцогство Аоста.
С тех пор герцогов Савойских (и королей Сардинских) тут уже давно не было (выгнали в 1796 году), но форт остался, и гарнизон в нем сидел - 400 хорватов и австрийцев под командою отважного хауптманна Йозефа Штокарда Бернкопфа. Фигня же, оно же «упс, ну а кто это знал в Париже-то, емае!» была в том, что ежели пехота и кавалерия «на полусогнутых» могли прошмыгнуть мимо форта, отделавшись легким испугом (для этого пришлось расширить путь подручными инженерными средствАми, но «не ссуть»), то попытка протащить там же артиллерию и обоз была чревата тем, что вражеские пушки их сильно погромят. Всё сие выяснилось вечером 20 мая 1800 года, когда на приказ генерала Дюпона сложить оружие Бернкопф ответил бодрым «куйвамом».
Жозеф Шабран
Авангард Ланна, конечно, был послан «вперед, в поля!», как и кавалерия Мюра, но всё остальное замерло в ступоре - а чо делать-то? Деревню, лежавшую «в низинах», захватили 21 мая, но когда 22 мая попробовали пулять в форт из пушек, оказалось, что это ему особо пофиг - высоко-с, круто-с. 26 мая на штурм были отправлены 300 гренадеров - защитники поубивали и ранили 200 из них, а командовавший колонной бригадный генерал Дюфур был убит. «Мерзкий (vilain) форт Бард!» - вскричал Рабульоне и повелел 27 мая осадить крепость дивизии Шабрана, дабы она занялась конкретно выковыриванием этого «зловредного прыща». Только 29 мая удалось тайно протащить 12-фунтовое орудие в церковь за фортом, но огонь оно смогло открыть токмо 1 июня. Тут французы за всё отыгрались - часть стены была развалена, 200 австрийцев полегли ранеными и убитыми. Бернкопфу пришлось капитулировать, выговорив себе проход с воинскими почестями. Но форт Бард злобный консул приказал сравнять с землей…
Тем временем отдельные части всё-таки спустились в Пьемонт и развивали наступление, бодро гоня те жалкие силы, которые где-то встречали. 24 мая Ланн напал на город Иврею - ее обороняли 3 000 австрийских пехотинцев и 3 000 кавалеристов (по рапорту Ланна - в реале явно намного менее, ибо откуда, Холмс?). Две колонны, Ланна и Ватрена, атаковали город и выбили защитников, отошедших за реку Кьюзелла возле деревни Романо. Посему развернувшееся 25 мая тут сражение получило название битвы у Кьюзелла-Романо. К покинувшим Иврею подошло подкрепление из Турина, и силы под общим командованием фельдмаршала-лейтенанта Кароя Йожефа Хадика фон Футака достигли восьми батальонов и 30 эскадронов. 12 эскадронов были размещены справа, прикрывая территорию от Више на Доре и на юг до Кивассо. В центре генерал-майор Миклош Йожеф Франц-де-Паула Пальфи аб Эрдёд с тремя батальонами и восемью эскадронами удерживал высоты Романо, а еще два батальона защищали каменный мост через Кьюзеллу к северу от этой деревни. Слева было три батальона у Сан-Мартино, чуть западнее Романо. Наконец, у генерал-майора Йоханна Фестенберга фон Хассенвайна было 10 эскадронов кавалерии в резерве.
Карой Йожеф Хадик
Сперва французы решили взять «на тупого арапа», лобовой атакой - 6-я легкая полубригада набежала на мост, но была отбита. Тогда Ланн развернул все свои силы - 22-я и 40-я полубригады форсировали реку выше моста, 6-я легкая ниже по течению, а 28-я снова атаковала мост. На сей раз австрийцы дрогнули, а Палфи, пытавшийся кинуться с кавалерией в контратаку, был убит. Хадик собрал 2 000 кавалеристов и смял 6-ю легкую и 28-ю полубригады, но две другие подошли с запада, а дивизия генерала Жана Буде подходила к мосту. Сие поставило в сражении точку - австрийцы отступили. А 27 мая кавалерия Мюра лихо вскакала в Верчелли, захватив в плен 50 егерей. Зато Тюрро 24 мая возле Авильяно потерпел неудачу, не сумев оттеснить неприятеля, и только 27 мая смог-таки занять этот городок.
В тот же день дивизия Монсе, отобранная у Рейнской армии, спустилась с Сен-Готарда и заняла Беллинцону. 29 мая французы перешли Симплон. 2 июня 1800 года Буонапарте, оставивший Шабрана у Барда, вошел в Милан, встретив там «противоречивый прием» (а побьют тебя завтра, мил-человек - чего тебе сегодня «уры» кричать?). Но из-за того, что почти вся артиллерия Резервной армии всё еще торчала под фортом Бард, вторжение более походило не на «стремительное падение орла с неба», а на сход мутных ручьев с гор в долину...