Французы прут со всех сторон
Как только Луи XIII превратился в графа Барселонского, французам на войне поперло. Во-первых, кардинал де Ришельё смог завести во Франции неведому доселе зверюшку - военный флот. В том числе и на Средиземном море, в Тулоне. Летом 1641 года французские корабли установили морскую блокаду Таррагоны, препятствуя подвозу припасов в эту важную крепость. С 3 по 4 июля 1641 года испанский флот пытался прорвать блокаду силами 41 галеры и 7 бригантин. Но уже знакомый нам Анри д'Эскобло де Сурди, архиепископ Бордо, во главе 19 парусных кораблей, 5 брандеров и 11 галер разбил эту эскадру в морском сражении, потопив 12 галер и 2 000 человек (потери французов составили всего 50 человек).
Храбрый герцог наш Бульон... (с)
Примерно в то же самое время происходили драматичные события к северу, на французско-имперской границе. Там было расположено имперское княжество (фюрстентум) Седан, которым владело семейство французских протестантов Ля Тур д'Овернь. Поскольку юридически княжество французской короне не подчинялось, там периодически укрывались разнообразные мятежники и заговорщики. В 1641 году таковыми явились уже знакомый нам по тщетным попыткам отразить вторжение кардинала-инфанта в 1636 году Луи де Бурбон, граф Суассон, и герцог Анри II де Гиз (внук Анри I Меченого, лидера католиков в Религиозных войнах). Эти два аристократа интриговали против кардинала де Ришельё, но их заговор провалился, и им пришлось укрыться в Седане, под крылом князя Фредерика-МорИса де Ля Тур д'Овернь, титулярного герцога Буйонского (знакомого читателям опуса Дюмы-пэра "Двадцать лет спустя" как "Храбрый герцог наш Бульон подагрой нынче удручен").
Все трое смогли выпросить у еще живого (но уже едва-едва) кардинала-инфанта 7 000 испанских и имперских пехотинцев, добавили 2 500 благородной кавалерии и двинулись На Париж! 6 июля 1642 года армия аристократов столкнулась с французскими войсками числом 12 000 человек у села Лё Марфе. Командовал силами правопорядка уже хорошо нам известный персонаж - граф Гаспар III де Колиньи, маршал де Шатийон, и по заведенной им самим у себя же традиции он баталию продул, потеряв 7 500 человек убитыми, ранеными и пленными. Путь на Париж был открыт, коварный кардинал трепетал, но тут... граф Суассон отчего-то решил открыть забрало своего шлема неразряженным дулом пистолета. Ну, или так, или всё-таки народная версия о том, что Ришельё подослал невидимого снайпера в кусты - граф крякнулся оземь с простреленной головой. А без его неповторимой харизмы белое дело быстро развалилось - в следующем 1642 году герцог Буйон даже сдал княжество Седанское под сюзеренитет короля Франции и перешел в католичество.
Маршал де Ля Мот-Уданкур
В Каталонии же продолжались епические баттлы на волнах - 20-25 августа 1641 года испанцы привели под Таррагону 35 галеонов и фрегатов, 29 галер и 65 транспортных кораблей, и смогли-таки распихать пузами блокаду архиепископа Бордосского (26 галеонов, 19 галер, 8 бригантин, 4 брандера) и даже захватили целый брандер. На суше 28 марта 1642 года случилось сражение у Монтмело - французский вице-король Каталонии Филипп де Ля Мот-Уданкур, герцог Кардона, с 8 000 французов и каталонцев побил 4 500 испанцев, пытавшихся пробиться к осажденному Перпиньяну. Испанцы потеряли 1 000 человек, и де Ля-Мот-Уданкуру на радостях даже дали палку маршала Франции.
Гол престижа забил 26 мая 1642 года и.о. штатгальтера Испанских Нидекрландов Франсиско де Мело, побив французов у Оннекура. Маршал Франции герцог Антуан III де Граммон имел под рукой 10 000 человек и 10 орудий, но отчего-то счел себя вправе не отступить перед Фландрской армией из 19 000 солдат и 20 орудий. Итог был слегка закономерен - после нескольких кровопролитных атак испанцев французы побежали, потеряв 3 700 человек ранеными и убитыми и 3 400 пленными, тогда как их противник недосчитался всего 500 человек.
Баталия 26 мая 1642 года у Оннекура (кликабельно)
Но лягушатнегов уже не брал даже дуст: 29 июня - 3 июля 1642 года французский флотоводец (гран-мэтр дё навигасьён) Жан Арман де Майе-Брезе, герцог де Фронзак, устроил у Барселоны епические баттлы - 44 парусных судна, 25 галер и 14 брандеров грудями о грудь бились супротив испанских 36 парусных судов, 10 галер, 6 брандеров и 35 баркалонов, да так, что аж 2 галеона и 4 брандера потопили (потеряв сами галеон и брандер). А 9 сентября 1642 года Перпиньян, который осаждали с 4 ноября 1641 года, сдался маршалу Франции Шарлю де Ля Порту, герцогу де Ля Мейере и де Ретелю - таким образом, весь Руссильон покорился Луи XIII, и между Францией и Каталонией уже ни оставалось ни куска испанской земли. Закрепил сей факт маршал де Ля Мот-Уданкур, снова побивший испанцев у Лериды 7 октября 1642 года. Лягушатникам впору было пускать фейерверки, гулять народами и веселиться-ликовать. Они бы, возможно, так и сделали - но 4 декабря 1642 года французский народ и всё прогрессивное человечество понесли тяжелую, невосполнимую утрату...
Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.