Дионисос и его козлы
Как ни крути, но рассказ о великих европейских драматургах - писателях пьес для театра - нужно предварить хоть каким-то описанием того, откель и когдаль оный «фиятр» появился. И потому лепо нам, братие, начати старинными словесы повесть о ДиОнисосе (а не ДионИсе, о непросвещенные мои руссияне)... В «легендомифах Древней Греции для младших школьников» он изображается «богом вина и веселья». Однако ж это не объясняет того, почему не только алкоголики и тунеядцы, но и аще все древногреки так уважали его, что включали в 12 самых важных для них богов с Олимпа. Потому что исчо с древних микенских времен di-wo-nu-so-jo (как-то так его тогда звали - идите и спорьте с Майклом Вентрисом, ежели несогласные) отвечал не только за пианство, и даже не токмо за виноделие, но такожыж и за всю растительность, или даже - за всю производительную силу природы-матери, а також за экстаз-вдохновение (в том числе и религиозное), короче, «за креатив и духовный рост». Правда, в этом у него имелся соперник - Аполлон, но промеж них всегда была существенная разница. Бог всего светлого и прекрасного в мире (а также эпидемий, в время которых гвоздил норот из лука) отвечал за «искусство от головы», со строгими правилами, пропорциями и «алгеброгармонией», а Дионисос ведал «внезапными порывами души», накатывавшими из глубины и отражавшими «всякие потаенные стороны природы человеков» (не случайно его фанаткам-вакханкам во время их «бега по полям» нельзя было попадаться на пути - убивали нафиХ в священном экстазе).
Дионисос
Особенно почитали Дионисоса в Афинах - впрочем, согласно версии, изложенной у Плутархоса (что Аполлон был богом завоевателей-дорийцев, врагов ионийцев-афинян, «отнявших» у них бОльшую часть Греции и вынудивших многие племена бежать в Малую Азию и на острова), выбора особого у них не было. В честь оного бога справляли самый важный в году праздник - Великие Дионисии, в первую четверть молодой луны месяца элафеболиона (вторая половина марта - первая половина апреля). В этот время в Греции начинается весна, а также весенняя навигация, позволяющая съехаться в город многим иностранцам из союзных городов-полисов (официальные делегаты от участников морского союза привозили дань) - специально на празднование. Из храма Дионисоса на Акрополе выносили его статУю, которую сопровождала пышная процессия - эфебы (вьюноши, отбывавшие обязательную двухлетнюю воинскую повинность), жрецы, магистраты (занимавшие выборные должности), мальчики из «приличных семей», самые красивые девицы, затем носильщики всякоразных подношений богу (и погонщики жертвенных зверей), граждане полиса и гости города.
Процессия «спицальнодлинным» маршрутом обходила почти весь город, в итоге доходя до Академ[ос]а - оливковой рощи, высаженной в честь одноименного легендогероя (считалось, что он там похоронен). Там начиналось самое интересное - состязания хоров, изображавших сатиров, постоянных спутников бога, низших божеств-полукозлов. Исполнители одевали маски с рогами и бородами и пели дифирамбы - гимны в честь Дионисоса, сопровождаемые игрою на музыкальных инстрУментах: кифаре (щипковый струнный, «грубопрото» лира и арфа, или даже гитара) и авлосе (духовой - одна или две соединенные дудки). Потому всё оное действо звалось «козлопеснь», или по-древнееллински - трагедия. (По другой версии, жертвенный козел был призом тому хору, который спел лучше всех. Имеются и иные версии.) Оттуда же произошло название другого жанра драматического искусства - комедии (комос - праздник [Дионисоса], и эда - песнь).
Кифаред - игрун на кифаре, и авлет - игрун на авлосе
И так оне пели и пели кажинный год свои трагедии и комедии, пока в VI веке до н. э. не появился человек по имени Феспис (для неграмотных руссиян - Феспид). Он придумал новую занимательную штуку - к хору, поющему дифирамбы, добавил солиста - гипокрита («ответчика», ака «комментатора»), который мог вести свою партию, а хор - его поддерживать, либо вступать в диалог с хорегом (предводителем хора), или даже самим хором. (Впоследствии гипокрита назовут протагонистом - «первый игрок».) Вот там, где солист вступал в диалоги с «коллективным сознательным» - там и появилась античная драма (собственно, «действие»). Феспис не остановился на этом и придумал, чтобы по ходу развития сюжета актер менял маски (також его придумка), изображая разных персонажей, а хор пояснял и комментировал - хто эфто, и как он себя ведет, прилично, или не совсем. Кстати, автор текста был и главным актером, а также писал музыку и исполнял обязанности режиссера - так что Фесписа можно считать первым в мире артистом больших и малых тиятров...
Ни одной цитаты, или даже названия произведения Фесписа не сохранилось. Зато известно, что у него был способный ученик Фринихос, который пошел дальше учителя - разделил хор на две части, Мэ и Жо, что добавило «многоголосости» и кагбэ увеличило число действующих субъектов драмы до минимум трех (женЩИнский и мужЧИНский хоры могли и сами с собой вступать в диалоги). От него до нас дошли уже названия некоторых пьес (по которым можно угадать сюжеты) - «Плеврон[янки]» (миф о Каледонской охоте), «Египтяне», «Актеон», «Алкестида», «Антеос», «Персы», «Данаиды», «Андромеда», «Эригона», «Падение Милета» и «Финикиянки». Одновременно с ним творил (и неоднократно отнимал награды победителю) Херилос, который первый придумал брать сюжеты не из мифологии, а «из газет» - откликаясь на свежие, ну, или недавние («незабудемнепростим») исторические события, как то победы над персидским войском («Персов», «Падение Милета» и «Финикиянок» Фринихос сочинил уже «по стопам» своего соперника). От него тоже текстов или даже названий не осталось, хотя, как утверждали, он одержал 13 побед в состязаниях трагедий.