Сказки папы Карло - 15

May 23, 2022 13:41

Птичка защитного цвета

Сезон 1765 года Гоцци начал с премьеры своей девятой фьябы "Зеленая птичка". Критиками она признается второй по "глубине мысли" и таланту автора после "Турандот", потому до сих пор остается одной из самых играемых пьес итальянского драматурга. В ней "папа Карло" решил впервые дать волю своей накопившейся неприязни к "новым веяниям" социальной жизни, "занесенными Просвещением" из Франции - буржуазному рационализму и отрицанию традиций, стремлению к "разумному эгоизму". Получилось остроумно, актуально, зло и зрелищно, а маски дель арте засверкали новыми красками...



Начало отсылает нас к самой первой фьябе - действие происходит через много лет после "Любви к трем апельсинам", в том же самом королевстве Монтеротондо. Король Тарталья много лет отсутствует - воюет с врагами где-то на границах. Страной правит его престарелая мать Тартальона, которая из ненависти приказала кинуть в пещеру под выгребной ямой королеву Нинетту, чтобы та умерла там от голода, а ее новорожденных детей-близняшек - зарезать. Но добрый министр Панталоне спас младенцев, завернув в клеенку и пустив по речным волнам - их нашла чудесно воскрешенная из пепла (и сменившая свою черную арапскую кожу на белую) Смеральдина. Она теперь - жена Труффальдино, сбежавшего со двора злой королевы-матери и открывшего свою колбасную лавку. Мальчик получил имя Ренцо, девочка - Барбарина.

Скаредный и жадный колбасник не мог стерпеть лишние рты на кухне и выгнал детей прочь, когда они подросли. Но Ренцо и Барбарина начитались современных философских трактатов о том, что любовь и доброта происходят от себялюбия, надо "всему давать естественный ход вещей", и решают удалиться в дикую глушь, подальше от "себялюбивых людишек". Там они находят "царя статуй" Кальмона, который сам - бывший философ, "излечивший в себе себялюбие". Он обещает помочь сироткам и уговаривает их идти к королевскому дворцу и бросить там камень. А также рассказывает, что им поможет Зеленая Птичка, которая уже 18 лет носит еду Нинетте в пещеру под ямой, так что королева-то жива. А птичка, к слову - заколдованный принц, влюбленный в Барбарину.



Романтический, но какой-то слишком зеленый портрет Карло Гоцци (тыц)

Тем временем Тарталья возвращается во вдорец и застает там картину маслом. Еще один воскресший покойник - Бригелла, который теперь поэт и прорицатель, делающий вид, что влюблен в Тартальону и предсказывающий ей многие годы жизни. Что и вышло ему боком - жениться на нем и писать завещание в его пользу старуха не торопится, ибо "еще не скоро, успеется". Когда Тарталья выясняет, что жена родила не двух щенят, как ему писали, а детей (нет ли в этом плагиата, который совершил Аспушкин?..), между ним и матерью происходит шумная ссора. Тем временем Ренцо и Барбарина пришли ко дворцу, попутно споря - нужно ли философам богатство, или "это всё вред и тлен"? Впрочем, в итоге они всё же решают камень кинуть - и перед ними появляется новый дворец,"еще красивше королевского".

Увы, когда близнецы селятся во дворце, набитом богатством, они забывают и о матери, и о философии. Барбарина теперь - светская модница, чокнутая на ЗОЖ красоте, и пытается прогнать пришедшую к ней Смеральдину, потом откупиться от нее кошельком с монетами, но в итоге соглашается взять бывшую воспитательницу служанкой. Труффальдино не как жена - он детей не любит, но ему охота ничего не делать, жрать и спать. Ренцо, поколебавшись, берет его в слуги, но вообще-то ему не до собачек - он влюблен...в статую девушки по имени Помпея, давным-давно окаменевшую от любви к себе самой (тут еще и сатира на просвещенцев, питающих любовь к абстрактным идеалам). Тем временем Тарталья видит Барбарину на балконе и влюбляется в нее, забыв про Нинетту - однако красавица к нему равнодушна, ей бы просто быть самой прекрасной на свете. И Тартальона, подученная Бригеллой, советует девушке добыть Поющее Яблоко и Золотую Воду, которые скрыты в саду злой феи Серпентины - а без них не видать ей неземной красоты.



И пошли они... за яблоком и водой (тыц)

Ренцо и Труффальдино отправляются туда, уже сами знают куда. Во владениях Серпентины их едва не постигает скоропостижная кончина, но Ренцо зовет на выручку Кальмона, и волшебные статуи помогают героям спастись и добыть Яблоко и Воду. Также Кальмон открывает принцу тайну - оживить его любимую скульптуру может Зеленая Птичка. Взамен царь статуй просит починить ему отбитый мальчишками нос. Но Ренцо просьбу не выполняет - можно его извинить, ибо дома бардак, так как Барбарина согласилась выйти за короля, но по наущению Тартальоны и Бригеллы требует добыть Зеленую Птичку, украденную злым Людоедом. Птичка принцу и самому нужна, так что он отправляется на выручку, но попадает в переплет и окаменевает вкупе с Труффальдино - Кальмона-то звать стыдно, нос не починили.

Взволнованная пропажей брата Барбарина приходит во владения Людоеда со Смеральдиной, видит окаменевшего Ренцо, и здесь ее посещает раскаяние - она плачет и ругает себя за высокомерие и эгоизм. Тут-то и появляется Кальмон, помогающий ей спасти Зеленую Птичку, а также с помощью ее пера оживить Ренцо и Труффальдино. Итак, у Барбарины есть "полный набор артефактов", и Тарталья жаждет свадьбы. Но Яблоко, Вода и Птичка рассказывают ему всю-всю историю - про его маму, про жену и про детей. Тарталья в шоке - едва не женился на дочери! Нинетту достают из ямы и воссоединяют с мужем, а Птичка заклинанием превращает Тартальону и Бригеллу в черепаху и осла. Помпея оживлена и выходит за Ренцо, Зеленая Птичка оборачивается царем Террадомбры и женится на Барбарине. Все счастливы, всеобщий хэппи-энд.

Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.

Папа Карло

Previous post Next post
Up