Месть ромейских мертвецов - 38

May 18, 2022 02:24

Мы будем брать Иерусалим!

После захвата Газы Египетские экспедиционные силы в серии арьергардных боев теснили группу армий «Йылдырым» (7-ю и 8-ю турецкие армии) - 6-7 ноября 1917 года у Харейры и Шерии, 7-9 ноября у Вади эль Хеси, 8 ноября у Хиджа. 13 ноября случилось и масштабное пообище - у хребта Мугар Алленби наконец-то смог жестко прищучить Фалькенхайна, потеряв 1 188 человек убитыми и ранеными, зато захватив 10 000 пленных. 14 ноября блесТнули кавалеристы Новозеландской конной (Mounted) стрелковой бригады - в числе 1 940 человек они атаковали примерно 1 500 османов из 3-й пехотной дивизии, довооруженных 18-й пулеметной батареей, у Аюн Кара. Отважные «киви» потерял 44 убитых и 141 раненого, навредив противнику на 182 убитых, около 300 раненых, 34 пленных, пять захваченных ручных пулеметов Льюиса и две пушки.



Бой у Аюн Кара (кликабелен)

17 ноября ЕЭС подступили к «подступам к» Иерусалиму. Проблема была в том, что интенсивное наступление с применением тяжелой артиллерии повредило бы «священный город» и навлекла на головы «гяуров-фаранги» проклятие всего исламского мира (да и християнский мог воспринять это очень болезненно). Но эта же перспектива била и в груди османам - упорство в обороне могло привести к разрушениям, и на головы «этих наглых тюркобесов» пала бы священная ненависть дубеинов Сирии, а то и еще каких-нть исламских стран в окрестностях. Потому, видимо, Февзи-паша и Кресс фон Крессенштайн (номинальный и фактический командующие 7-й армией) еще 14 ноября перенесли свой штаб из Иерусалима в Наблус. Город же выпало защищать ХХ пехотному корпусу мирлива (генерал-майора) Али Фуата.

Правительство в Лондоне опасалось, что если большевики, захватившие власть после путча в Петрограде 7 ноября, выполнят угрозы о выходе России из войны, османы смогут перебросить части с Кавказского фронта и «утопить» БЭС в крови. Потому Алленби сам должен был решать, целесообразно ли ему продолжать наступление. Ситуация оказалась непростой - на пути британцев лежали Иудейские горы (они же холмы), сильная оборонительная позиция, которую если не взять, то они окажутся посреди пустыни, уязвимые для османской контратаки. Надо было или брать горы, или отступать на линию Газа - Беэр-Шеба, где имелись хотя бы старые османские окопы. Тем паче, что в ходе победного продвижения вперед БЭС значительно удалились от своих баз снабжения.



Февзи-паша

Будем брать - и холмы, и Иерусалим, решил Алленби, покамест турки не окопались как следОвает. Верный своей стратегии не наносить лобовых ударов, а также по изложенным выше соображениям британский генерал вознамерился перекрыть все дороги к городу, оставив одну, по которой османы и сбегут. 18 ноября в бой отправились 52-я (лоулендерская) и 75-я пехотные дивизии, подкрепленные Австралийской и Йоменской конными дивизиями. Турки отбивались до 21 ноября, когда туман позволил 75-й дивизии подползти к ним вплотную и штыковой атакой сбросить с холмов. Левее 52-я дивизия заняла Сарис также 21 ноября. Левее спешенные йомены тщетно штурмовали хребет Зейтун, отбиваемый 3 000 османов. А в ходе битвы у Ан Наби-Самуила с 21 по 24 ноября 7-й армии вообще удалось остановить весь XXI британский корпус.

Алленби, быть может, не был воскресшим Веллингтоном, но имел одно качество, выгодно отличавшее его от других «генералов Великой войны» - если у него не получалось в лоб, он не пробовал снова, пока всех не убьют, а искал «альтернативный вариант». 24 ноября он отправил в атаку 54-ю (восточно-английскую) пехотную и АНЗАКа конную дивизии вдоль берега моря на север от Яффы. Новозеландские конные стрелки снова отличились - захватили два плацдарма на реке аль-Аудж (Яркон), которые 25 ноября успешно сдали османам сменившие их два батальона из 54-й дивизии. Но героизм новозеландцев попер через край - ночью Кентерберийский и Веллингтонский конные стрелковые полки перешли холодную (нояМбрь!) реку вброд и захватили холм, господствовавший над дорогою к мосту.



Положение на фронте на 11 ноября 1917 года (кликабельно)

Османы бежали, и Оксфордский конный стрелковый полк купно с частями 52-й дивизии перешел реку по мосту. Тщетно - отчаянные османские контратаки заставили британцев снова уйти за реку. С 25 ноября по 1 декабря 1917 года на фронте воцарилось затишье, однако османский национализм нанес сам себе выстрел в ногу - Кресса фон Крессенштайна сняли с должности «сокомандующего» 7-й армии «за многочисленные неудачи» и заменили на туркосмана, мирлива Исмаила Джевата. Однако в рукаве у Алленби оставался козырь - все 10 дней ожесточенной первой фазы Битвы за Иерусалим из-за проблем со снабжением боеприпасами в тылу оставался ХХ корпус, который отдыхал и отъедался. 28 ноября он сменил усталый и потрепанный XXI корпус на линии фронта. И тут османы доказали, что опыт Галлиполи их ничему не научил - и выстрелили себе во вторую ногу…

С 28 ноября по 3 декабря 1917 года турки бросались в отчаянные контратаки на свежий XXI корпус, положив тучи народу. Всё это привело к тому, что в «день Хе» в «нужном месте» не оказалось почти никого - выступившая по дороге из Вифлеема в Хеврон 53-я (валлийская) дивизия в Хевроне никого не нашла. И вышла прямо к Иерусалиму, остановившись 8 декабря всего в трех милях от города. Османская артиллерия начала крыть валлийцев снарядами, но когда те снова пошли вперед в 16:00, то опять не нашли вражеской пехоты. Только угроза попасть под анфиладный огонь артиллерии заставила их на день отложить бросок на Иерусалим. Зато в тот же день 8 ноября ХХ корпус таки взял высоты к западу от города. Вечером части 7-й армии оставили Иерусалим и отступили на север. Оставшиеся в городе чиновники подписали 9 ноября акт о капитуляции, а 11 ноября Алленби пешком (из уважения к «святому месту») вошел в Иерусалим через Яффские ворота…

Мертвецы, Век хыхацатый

Previous post Next post
Up