Тутти фрутти Рисорджименто - 29

May 04, 2022 19:12

Тысяча чертей (начало)

Итак, к лету 1860 года на "глобусе Европы" уже можно было разглядеть очертания будущей единой Италии - Сардинское королевство поглотило Ломбардию, Парму и Модену, Романью и Тоскану, так что даже потеря Ниццы и Савойи не сильно огорчала патриотов (хоть и при активном вмешательстве агентов императора, но население обоих графств подло проголосовало на плебисцитах за присоединение к Франции, и можно было с чистой совестью обозвать их "предательскими собаками", плюнуть и забыть). Австрийцы, загнанные в "венецианский угол", тем не менее оставались Пьемонту не по зубам, и отбирать у них Венецию можно было, только найдя очередного сильного союзника. А из тех, кто оставался в самой Италии, на пути Рисорджименто оставались лишь Папское государство (находившееся, однако, под патронатом Франции, и потому покамест "неприкасаемое") и королевстов Обеих Сицилий. Вот им-то и было перспективнее всего заниматься...



Италия весной 1860 года (тыц)

В самом южном королевстве как раз сложилась подходящая политическая ситуация. 11 мая 1859 года умер Фердинанд II "Бомба", который, несмотря на свою "беспринципную сучность" (а во многом и благодаря ей), был ловким политиком. Сменивший его на престоле сын Франциск II этим похвастаться не мог - 24-летний субьект с "тупым прямым" пробором и пуговичными глазками был классический "никакович" - "стеклянный, деревянный, оловянный", религиозный моралист, не умеющий даже обманывать людей (чем всегда спасался его батя).

3 апреля на Сицилии, близ Палермо, разразился бунт сепаратистов, получивший название "Восстание Ганча". Около 60 человек, тайно собиравшие оружие в монастыре Ганча, во главе с "профессиональным революционером" (околочивавшимся по подпольям аж с 1850 года) Франческо Ризо, были выданы полицейским осведомителем и атакованы солдатами 6-го королевского пехотного полка. Монастырь был взят штурмом, но часть повстанцев сумела сбежать в лес и отступила в городок Карини, где их 20 апреля догнали солдаты и устроили резню. Оставшиеся в живых "патриоты" были схвачены и во главе с Ризо казнены 1 мая 1860 года.


 

Два Франциска: король Франческо II и Франческо Ризо

Вести с Сицилии всколыхнули чувства "мадзинистов", которым во время войны 1859 года ничего не отломилось - даже Гарибальди уже тщательно избегал водиться с ними. Они загорелись идеей набрать отряд волонтеров, вооружить его и высадить на Сицилии, чтобы поднять уже широкомасштабное восстание. Особенно сильно загорелись влиятельный сицилийский эмигрант Франческо Криспи и бывший командир батальона "альпийских охотников" Нино Джероламо Биксио. Стуча себя в грудь и утверждая, что никакие они не "мадзинисты", а "честные патриоты" (хотя тот же Биксио в 1848-1849 году был "в первых рядах" революционеров), они "уболтали на подписаться" самого Гарибальди, а потом "пустили шапку", собирая пожертвования (денег, и немалых, давал даже известный французско-негритянский "писатель буков" Александр Дюма-отец, о чем многие итальянцы до сих пор предпочитают отчего-то не вспоминать), и вскоре удалось насобирать тысячу человек, оружие и два парохода.

Вопреки тому, о чем яростно писала советская литература, Гарибальди не просто "прикрылся" именем короля Виктора Эммануила II - монарх его затею активно поддержал. А вот премьер-министр Кавур должен был изображать изо всех сил "неуиноуатость" и делать вид, что "ставит палки в колеса" - после наглой выходки с плебисцитами в Тоскане и Эмилии мировые державы "открытого бандитизма" не потерпели бы (да еще и Романья оставалась "на птичьем праве" - хотя Наполеон III и уговаривал папу "ограничиться властью духовной" только над Лацио, но Пий IX всё еще "аквтивно сопротивлялся"). Так что официально Каур был против, распространив заявления, что "ничем не может сим негодяям помешать, но нисколько их не поддерживает". Сделано это было так удачно, что обмануло не только европейских дипломатов, но и марксистских историков (хотя в этом конкретном случае они были "обманываться рады" - зачем им монархический национализм, если можно изобразить революционный коммунизм?). На самом же деле "глубоко в тайне" премьер-министр затею одобрял и даже приставил к Гарибальди "комиссара-надзирателя", политика и историка Джузеппе Ла Фарину.


 

Криспи и Биксио

Ночью с 5 на 6 мая два парохода ("Пьемонт" и "Ломбардия") с 1162 человек на борту под командой Гарибальди и Биксио (а также с Дюмой-отцом в качестве "заинтересованного лица") отплыли из Генуи на Сицилию. Что характерно - мини-эскадру сопровождали корабли британского ВМФ, что "намекает" на ту страницу "дипломатии Кавура" и роли Великобритании в "настоящем Рисорджименто", которую даже итальянские историки до сих пор предпочитают не открывать. 11 мая 1860 года отряд благополучно достиг Сицилии и высадился на берег в порту Марсала.

Как и предполагали революционеры, к ним тут же начали прибегать местные "бандити" (а ежели откровеннее - обычная "маффия"), так что к 15 мая отряд вырос уже до 1500 человек. Дабы подчеркнуть свой "революционаризм" и "отчаянную отчаянность", гарибальдийцы облачились в красные рубахи (что они уже делали в 1849 году во время обороны Рима и в 1859 году, прикидываясь "альпийскими охотниками"). 15 мая у Калатафими они встретились с 3000 солдат, которыми командовал бригадный генерал Франческо Ланди. Вопреки тому, что показывают в итальянским патриотическом кино (там массовки в несколько раз больше, чем участвовало в реальном бою с обоих сторон), сражение получилось небурным и некровавым - неаполитанцы предпочли отступить, потеряв всего 36 убитых и 150 раненых. "Тысяча" недосчиталась 32 убитых и 174 раненых. Ланди потом неоднократно обвиняли в том, что он получил взятку от пьемонтцев (это даже стало причиной инсульта, от которого он и умер), но доказать так ничего и не смогли.

Над Сицилией поднималось красное рубаха знамя свободы...



Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.

тутти фрутти

Previous post Next post
Up