О Галлиполи, кто тебя усеял (продолжение)
Пять свежих дивизий Китченера приплывали на Галлиполи «пакетами». Первой появилась 46-я Восточно-Ланкаширская дивизия, и Хамилтон тут же задумал 3-ю битву за Критию - чего ждать, надо трясти! Уже куковавшие в окопах 29-я и Военно-морская дивизии, а также 29-я индийская бригада были объединены с ланкаширцами в VIII корпус, командовать которым стал повышенный в чине до генерал-лейтенанта экс-комдив-29 Хантер-Вестон (а его дивизию принял генерал-майор Хенри де Бовуар де Лиль (ибо родился на острове Гернси). Лично Хамилтон начертал гипер-пессимистический план операции - продвинуться всего на 800 ярдов (730 м) двумяМИ этапами: 1) захватить турецкие окопы; 2) продвинуться исчо на 300 ярдов вперед.
Хенри де Бовуар де Лиль
В 12:00 4 июня 1915 года закончилась артподготовка и началась атака. Индийцы «тормознули» почти сразу, за исключением 1-го батальона 6-го полка гуркских стрелков, которые таки ж взлезли на ту самую стену 62 м высотой, которая в прошлый раз остановила англичан (см. предыдущую серию), в честь чего сию скалу прозвали Гуркха-Блафф (Обрыв Гуркхов). 29-й дивизии удалось не многим больше. Зато свежая 46-я смогла ж таки ворваться в османские окопы, а потом погнала супротивника аж на 1 000 ярдов (910 м). Зато Коллингвудский батальон (в Военно-морской дивизии все батальоны называли в честь великих адмиралов) был почти весь перебит перекрестным огнем, и моряки не продвинулись ни на йоту.
Резервов у Хантера-Вестона не было, и он попросил французов помочь со вторым нападением на неудачных флангах - но получил «фигвам». В 16:00 османе с трех сторон навалились на ланкаширцев и через два часа заставили их бежать назад. Битва провалилась. Впрочем, верные сами себе, турки 6 июня кинулись в собственную атаку, которая «почти удалась, но нет» - британцы, хотя и скрипя зубами, устояли и набили 3 000 убитых и раненых супротивников. Ситуация снова пришла к знаменателю «игра была ровна» и «кто высунулся - тому и по морде». Хамилтону оставалось только ждать исчо четыре дивизии - 52-ю Лоулендерскую, 10-ю Ирландскую, 11-ю Северную и 13-ю Восточную - которые прибыли только к августу.
Джордж Эджертон
Однако неугомонный Хантер-Вестон решил провести «бои местного значения» в местности, известной как Овражное ущелье. 24 июня французы набросились на 2-ю османскую дивизию и отняли у нее редут Харико, причем лягушатнЕГов погибло и поранилось около 2 500 человек, а турок примерно 6 000. Правда, редут Четырехугольник держался вплоть до 30 июня. Воодушевившись сим, британская 29-я дивизия и 29-я индийская бригада 28 июня, после двухдневной артподготовки, атаковали Овраг, а 156-я Шотландская стрелковая бригада из Лоулендерской дивизии - Пихтовый Отрог. В целом снова «ничего не получилось». И османы (точнее, Лиман фон Сандерс - он выгонял с должностей командиров, пытавшихся ему возразить), как заведенные, не смогли довольствоваться оборонительной победой и кинулись в контратаки до 5 июля - безуспешные и кровавозатратные. Неугомонный Хантер-Вестон отправил две еще уцелевшие шотландские бригады 12 июля в новую атаку на Ачи-Баба-Нулла. Они тоже были благополучно разгромлены (захват траншей - контратака врага - бегство), комдив-52 генерал-майор Гренвилл Джордж Алджернон Эджертон временно отстранен за очень громкие и грубые обвинения высших офицеров в некомпетентности. В конце июня Хантер-Вестон сдал командование VIII корпусом «из-за какой-то неизвестной болезни» генерал-лейтенанту Фрэнсису Джону Дэвису.
А Хамилтон сел за новый план наступления, включавший уже все присланные ему пять дивизий. Это был сложная многоходовочка - ложные атаки (с помощью двух «уже замазанных и не совсем свежих» Ланкаширской и Лоулендерской дивизий) на плацдарме у мыса Хеллес отвлекут внимание фон Сандерса, и три свежие дивизии высадятся на западном побережье севернее, выше бухты АНЗАК - в бухте Сувла. А АНЗАК, подкрепленный 29-й индийской бригадой, «будет помогать». Ирландская, Северная и Восточная дивизии были сведены в IX корпус под командою генерал-лейтенанта Фредерика Вильяма Стопфорда, «день Х» был назначен на 6 августа 1915 года. Супротивостала им всё та же османская 5-я армия фон Сандерса, увеличившаяся к тому времени до пяти корпусов (с о 2-й по 15-ю дивизии, без 14-й, зато с 19-й). «План сэра Хамилтона великолепен, - писал в письме к жене австралийский лейтенант Оливер Хог, - а штабные офицеры проработали его до мельчайших деталей. Они проделали отличную работу. Теперь остается увидеть, насколько наша тактика будет соответствовать нашей стратегии».
Фрэнсис Дэвис (кликабелен)
Смысл хитроумного плана был в том, что спустя четыре месяца британский командующий понял, в чем он был не прав в первый день высадки - надо было нанести удар в узком месте перешейка, чтобы перерезать его и поймать османов в ловушку. Правда, теперь это было сделать сложнее - противник нагнал резервов. И тогда Хамилтон решил высадить десант рядом с плацдармом АНЗАКа, а вместо перешейка захватить горный кряж, тянувшийся посредине полуострова - окопавшись там и втянув наверх артиллерию, можно было перекрыть снабжение врага по дорогам вдоль обоих побережий. Опять же, «киви» и «кенгуру» смогут «подать руку помощи» со своего пятачка, если усилить их индийцами… Шах и мат, Сандерс!