Как встать звездой - 29

Jan 15, 2022 00:21

[Spoiler (click to open)]А как дысали, как дысали те, кто два месяца назад обещался ставить лайки... Неблагодарные всё-таки жывотные - люди.

Поход в Австрию: Бои у Лонгаро, Сачиле, Вальвассоне и осада Градиски - мало осмысленные телодвижения

10 марта 1797 года Буонапарте двинул три дивизии - Бернадота, Гюйё и Серьюре, купно с кавалериею, всего 35 000 человек - двумя колоннами через Саличе и Порто-Буффоле на Вальвассоне, где они собрались в группу 16 марта. Гораздо больше вопросов вызывает маршрут движения дивизии Массены. По сведениям французских авторов (Луи Альбера Гилена Бакле д'Альба и Антуана-Анри Жомини), он выступил также 10 марта, 13 марта был в Фельтре, откуда кинулся преследовать бригаду Лусиньяна, догнал и побил у Лонгаро 14 марта, захватив 500 пленных (и самого Лусиньяна), а 14 марта переправился у Спилимберго через Тальяменто. Так что 15 марта он уже стоял в Джемоне, отрезая австрийцам дорогу на Тарвизо севернее Вальвассоне.



Бакле д'Альб

Однако Клаузевиц сомневается: «Массена атаковал генерала Очкая на его позиции у Каза Сола лишь 20-го, а если он находился уже 15-го у Джемоны на расстоянии 3 миль от последнего пункта, то надо предположить, что 5 дней он простоял праздно. По всей вероятности, Массена прибыл в Спилимберго лишь после сражения, следовательно, не ранее чем 17-го; 18-го он пошел на Сан Данииле, 19-го на Джемону, 20-го захватил Кьюза Венета и прогнал генерала Очкая из его позиции, расположенной у Каза Соло, южнее Понтебы. Какое стратегическое значение должно было иметь это продвижение Массены по долине Пиаве, - не указано ни в одном повествовании, ни в одном донесении. Его называют обходом правого крыла, но таковым оно становится лишь от Спилимберго, между тем как весь проделанный им взад и вперед эллиптический путь по долине Пиаве сюда входить не может.

Можно предположить, что первоначально Массене было предписано проникнуть в долину Дравы через долину р. Пиаве, для чего он должен был свернуть из Пиаве ди Кадоре на Тоблах. Такое передвижение можно было почесть за довольно далекий обход правого крыла противника, занявшего позицию у Изонцо и Феллы, или за попытку установить связь между главной армией и Жубером. Все же эта операция Массены не стоит ни в какой логической связи с тем, что он делал впоследствии. Оба вышеуказанные поручения были бы безусловно неудачными мероприятиями, скорее во вкусе австрийской, чем бонапартовской, стратегии. Между тем, обратный путь Массены через долину Делино к Тальяменто представляет как бы крутой обратный поворот на месте, что словно указывает на изменение и даже на отмену прежнего распоряжения. Поэтому нам представляется вероятным, что Бонапарт решил принять одну меру, которую сам вскоре признал ошибочной, и что после этого он приказал генералу Массене кратчайшим путем двинуться к Тальяменто, чтобы иметь возможность принять ближайшее участие в действиях главной армии».



Леонар Дефо

В общем, целЬную дивизию военный гений всех времен и народов тупо погонял зря - бывает… Тем временем эрцгерцог Карл стоял у Вальвассоне, на другом берегу Тальяменто, намереваясь принять оборонительный бой - дабы выиграть несколько дней, чтобы к Очкаи и останкам бригады Лусиньяна подошли подкрепления из Германии и помогли сдержать Массену у Понтеббы. Под рукою у него было 15 000 - 20 000 человек. 13 марта Гюйё выбил бригаду Хоэнцоллерна-Хёхингена из Сачиле. Когда же собрались все французские дивизии, 16 марта начался бой у Вальвассоне (в русской исторической традиции - у Тальяменто). Река была мелкая и проходимая везде, так что утром кавалерия Дюгуа попыталась наскочить на австрияков, но встретила их на позиции и отскочила. Тогда Буонапарте приказал войскам встать на бивак и обедать - оне шли всю ночь и были сильно голодны.

Именно эта довольно примитивная «военная хитрость в духе пуниЦких войн» обманула эрцгерцога - он решил, что неприятельские войска шли всю ночь, устали, сели жраЦ, а потом будут отдыхать, и сегодня уже ничего интересного не случится. Потому он увел своих солдат в лагерь. А зря - пожрамши, французы кинулись в наступление. Бригадный генерал Леонар Матюрен Дефо (поэт и «особа, приближенная к главнокомандующему» как жених Бернардин Эжени Дезире Клари, сестры жены его брата Джузеппе Буонапарте, а также бывшей невесты самого Набулионе) во главе авангарда дивизии Гюйё и Мюра во главе авангарда дивизии Бернадота перебежали через реку, за ними последовали остальные части, и вуаля! Выбежавшие из лагеря австры увидели уже построившегося в линию супротивника.



Хайнрих XV цу Рёйс-Грайц

Несколькочасовое пообище стенка на стенку закончилось в пользу численно перевешивавшего, особенно когда через реку пересякнули кавалерия Дюгуа и дивизия Серюрье. Австрийцы отошли к Градиске и Кодройпо, потеряв примерно 200 человек убитыми и ранеными, 500 пленными и 6 орудий. Французы недосчитались 500 убитых и раненых. Карл принял странное решение не отступать всеми силами на Лайбах, а отправить часть сил во главе с Баяличем через Удине, Чивидале, Капоретто на Тарвизио. Клаузевиц объясняет это так: «Эрцгерцог решился на это, несомненно, несколько рискованное мероприятие, так как полагал, что силы австрийцев на дороге в Филлах недостаточны, а дивизии, приближавшиеся с Рейна, еще не скоро подойдут, так что едва ли он мог бы противостать французам. К тому же он боялся, что неприятельские войска, подходившие через долину Пустерталь (дивизия Жубера), отрежут его от места сбора, Филлаха, и что французы раньше достигнут Клагенфурта, чем успеет туда дойти отступающий в этом направлении левый фланг, шедший кружными дорогами через Лайбах и Крайнбург.

В случае, если бы его отрезали от Клагенфурта, он оказался бы вынужденным двинуться с левым крылом по долине Мура через Грац, благодаря чему вышел бы на большую Венскую дорогу к месту соединения своих сил лишь у Брука, т. е. на 25 миль дальше в тыл. Мы не можем сказать, до какой степени этот план казался тогда рискованным, так как мы не знаем, какие известия успел уже получить эрцгерцог о продвижении Массены». Отходя, Карл оставил 2 000 человек в крепости Градиска. Они должны были задержать продвижение Буонапарте, но увы - в виду каких-то не до конца понятных причин гарнизон уже 19 марта сдался Бернадоту. Посему австрийский командующий вынужден был отступать далее на Лайбах с бригадами Хоэнцоллерна-Хёхингена и фельдмаршала-лейтенанта фюрста Хайнриха XV цу Рёйса-Грайца (ака Рёйсс-Плауэна). С дивизиями Бернадота и Серюрье Буонапарте кинулся преследовать эрцгерцога, а Гюйё отправил на помощь Массене…

Итальянская звезда, Аполионика

Previous post Next post
Up