Вас не раздражает, когда в фильмах о китайском или японском Средневековье полководца называют "генерал", а самураи объединены в "полки" или даже "батальоны"? Ну, тогда не читайте этот текст - никакого цимеса не поймаете...
1. Японское средневековое войско возглавлял командующий - тайсё. Это мог быть глава клана - сюго (губернатор провинции) или сюго (сэнгоку) даймё (феодал - фактический владелец одной либо нескольких провинций). Впрочем, на поле боя он появлялся редко - только когда речь шла о жизни и смерти клана, либо каком-то супер-важном походе, для чего собирались все силы, а доверить подчиненным было никак нельзя.
Имагава Ёсимото - самонатуральный сэнгоку даймё
2. Правая рука главнокомандующего - старший военный советник гункан (гунси). Он отвечал за планирование хитроумных операций, поддержание боеготовности войск, обучение воинов, кадровую политику и пр., то бишь, говоря современным языком, совмещал посты военного министра и начальника генштаба, причем "с выездом в боевые поля", когда его тайсё отправлялся в поход. И ежели от командующего требовалось в основном решительность, харизма, "зажигание войск" и принятие победительной позы, то основную работу по управлению армией исполнял именно гункан. Потому он и должен был быть человеком начитанным, образованным и "многомудрым".
Курода Ёситака Камбэй - многолетний гункан Тоётоми Хидэёси
3. Естественно, что общее руководство - это одно, а пойти повести какую-нибудь часть войска или отдельный отряд "из пункта А в пункт Б" мог и не каждый раз тайсё или гункан. У главы клана на то имелись старейшины (клана же) - каро. Обычно это главы более мелких самурайских кланов, служившие даймё на вассальной основе, либо родственники тайсё (или родственники родственников). Они специализировались на исполнении важных поручений и командовании отдельными операциями.
4. Понятное дело, что в сословном обществе и войско сословное. Любая японская армия делилась на самурайские отряды и "неблагородное быдло". Отрядами настоящих благородных самураев командовал самурай дайсё. Понятное дело, что отдельно от армии "чисто самурайские" отряды юзались очень редко, поэтому сия должность носила по большей части административный характер - самурай дайсё разбирался с "повседневно-текучими" проблемами благородных людей на войне.
5. Вторая часть войска, те, кто не "небыдлы", состояла из пехотинцев (настоящий самурай мог с лошади слезть, но она у него всегда была "чисто теоретически") неблагородного происхождения. И чтобы они со своими немытыми рылами не толкались возле "белой кости" с "голубой кровью", для решения их проблем назначался асигару дайсё - должность, аналогичная самурай дайсё, но "для быдл".
6. Любой офицер скажет, что армия без кадровой службы, совмещенной с контрразведкой ("особый отдел") - бывает, но не знамо у кого. Так и у ниппонцев - при войске состоял особый чиновник из наиболее опытных и уважаемых командиров, занятый наблюдением за личным составом и ловлей вражеских шпионов - мэцукэ (гунмэцукэ). Также на нем лежала обязанность обеспечивать "прикрытие операций" (еще одна задача контрразведки) и обеспечение секретности.
7. Ну, а коли есть ловцы чужих шпионов, то сам бог обязал иметь собственных. Без хорошо поставленной разведки в средневековой Японии клану было не выжить. Потому лидер всех тайных агентов (синоби, или мономи) был важной фигурой в военном руководстве - мономи банто. Чем он занимался, "и так понятно"; - функции разведки почти не изменились с начала времен (меняются лишь технические приемы и оснащение).
Хаттори Хандзо - "обер-шпион" Токугава Иэясу
8. "Мы побывали в сотнях сражений, главное в войнах - это снабженье!" (с) Руководители тыловых служб - человеки, без которых "колеса войны" становятся квадратными и никуда никого не везут. За обеспечение армии фуражом и провиантом отвечал старший интендант - рёмацу бугэ, а за военный транспорт (лошади, быки и повозки) - конида бугё.
9. Главная фигура в штабе армии Средневековья... правильно, писарь. Делопроизводством такого большого механизма, извергавшего ежедневно тучу документов, командовал старший писарь - юхицу (о-юхицу). Потому что железками махать и пыряться друг в друга каждая собака умеет, а вот грамоте учиться - тут мозги нужны...
10. Ни один уважающий себя командующий, как и его штаб, не обходится без наинужнейших на войне людей - молодых балбесов, топящихся сзади. Это и личный таскатель меча командующего - татимоти, и носитель его знамени - оумадзируси-моти, и носители знамен отдельных отрядов - комадзи-руси, и "прапорщик" знамени штаба - ходзин-но-хатамоти, и знаменосцы отдельных командиров - хатасаси, и личные гвардейцы тайсё - хатамото, и курьеры, обеспечивающие связь между частями - цукаибан.
11. Есть в каждой армии люди, вроде и не воюющие, но без которых все остальные много не навоюют. Важнейшие из оных, безусловно, армейские лекари - якуси, и священники (комиссары, политруки...) - китоси.
Синтоистские священники "на марше"
12. Мелкими структурными единицами командовали офицеры. Моногасира руководил "высшей тактической единицей", приблизительно говоря, полком (но не в современном значении этого слова, а в том, которое существовало в допытровской Руси - Большой полк, Передовой полк и пр.). Более мелкими структурными подразделениями, отрядами, командовали кумигасира. Также в любом отряде существовало разделение по родам войск - лучники юмигуми, копейщики яригуми и аркебузиры тэппогуми.
13. Ну и "обычное пушечное мясо" ниппонской армии "органично делилось" на рядовых самураев (благородных воЕнов) и асигару ("быдлов"). Разницы в вооружении почти не было - разве что "быдл" не сажали на коней, но были и пешие отряды самураев. Луки же, копья и аркебузы юзали "все без разбору". Разве что защитное вооружение - доспехи - у асигару всегда "стремилось к минимуму", тогда как самураи в этом отношении выглядели "побогаче".