В 1246 году Бела IV сделал своего 7-летнего старшего сына Иштвана V крулем-соправителем - так уже очень давно крули угров решали проблему передачи трона от отца к сыну, уничтожив «старую систему» борьбы за власть. В 1253 году вьюнош наконец женился на Эржбет, дщери покойного хана куманов Котяна - в 1242 году состоялась их помолвка, когда оне были исчо младенцами. Ну а в 1257 году 18-летный обалдуй уже решил, что он круче яиц, собрал воинство и потребовал от отца «раздел крульства». Пришлось в 1258 году отдавать ему в прямое управление Штирию, а после ее потери - Трансильванию, и титло герцога.
Златая печать царя Константина I Тиха
В 1261 году отец и сын отправились на войну с царем всея булгар Константином I Тихом, но из-за их подозрительности и разногласий война не задалась. Почему-то (непостижимым образом!) Бела IV после всего этого разлюбил старшего сына и всё внимание уделял младшему Беле, герцогу Славонии, и дщери Анне, жене бана Ростислава. Герцог Иштван стал гнобить советников отца, тот в отместку прищучил друзей сына, дело пахло междоусобной войной, но архиепископы Эстергома Фюлёп и Калоша Шмарагд смогли помирить супротивников, и в 1262 году в Пожони был подписан договор, по которому герцог получал в управу всю страну к востоку от Дуная. Но гнусносын не унимался - в 1264 году он отнял у мамы Марии Ласкарины и сестрицы Анны все поместья, которые находились в его владениях.
Такого фармазона терпеть долее было нельзя - круль послал бана Мачвы Белу Ростиславича (внука) с войском, который захватил в плен тетку Эржбет и ее сына Ласло, а самого герцога загнал в замок Фекетехалом (ныне Кодля). Однако Иштвану V удалось бежать оттуда, собрать войско и разбить племянника в марте 1265 года у Ишасега. Пришлось Беле IV вернуть непутевому сыну его половину крульства, а 23 марта 1266 года еще раз сие подтвердить на встрече в Буде. А у Ростиславича герцог «на радостях» отнял замки в «своей половине», так что мама Анна жаловалась даже папе Римскому Урбанусу IV, но гнуснивый родственник ничего так и не отдал.
Стефан Драгутин
В конце 1267 года на южные земли мадьяров (Мачву) нОбижалЕ сербцы во главе со своим царем Стефаном Урошем I Великим (иногда просто Урош I - первое имя Стефан все цари сербиян носили как почетное титло) и зело всё пограбил. Но затем его догнал бан Мачвы Бела Ростиславич и так побил, что сам царь, его зять и всякие блюдолизы попали в плен. Пришлось Урошу, чтобы отпуститься из плену, сделать соправителем своего сына Драгутина (Стефана Драгутина), женатого на Каталине, дщери Белы IV и тетке бана. Хитрый Бела IV подложил соседу ту же свинью, которая кусала его задницу - сына-соправителя. Ибо промеж Уроша I и его сыновей Драгутина и Милутина тут же начались срачеразборки, обдававшие брызгами даже посольства василевса ромеев…
В 1270 году старому крулю удалось заключить сразу да выгодных брака. Во-первых, его внук Ласло, сын Иштвана, был сосватан за Изабель д'Анжу, дщерь короля покамест что Обеих Сицилий Шарля I. А дщерь Белы Мария вышла за Шарля Хромого, сына и наследника короля. Эти два брака впоследствии сыграют очень большую роль в истории Венгрии… Под конец жизни Бела IV всё больше ненавидел сына Иштвана (особенно потеряв в 1269 году младшего Белу) и завещал корону любимой дщери Анне и ее второму супружнику Пржемыслу Отакару II, крулю Чехии. Однако когда 3 мая 1270 года круль внезапно скончамшись (насколько вообще можно было внезапно помереть в 64 года в XIII веке), Анна с мужем сбежамши ко богемлянам и утащили с собою всю крульску казну.
Корона Иштвана V
Так что самостоятельное правление Иштвана V началось весело - надо было срочно воевать с чехами. Впрочем, срочно не получилось - сперва круль встретился в Кракове с крулем поляцей Болеславом V Стыдливым, мужем другой его сестры Кинги, ака Кунигунды (уникальная парочка - дали обеты целомудрия, и потому, собственно, он Стыдливый, а она Святая) и договорился о союзе супротив богемлян. А потом… занялся пиаром и легендомифами - Иштван V отправился в какую-то жопу мира, рекомую деревня Михолянец, где был откопан «священный меч скифов», про который некий откуда ни взявшийся отшельнЕГ сказал, что это «бич Б-жий». Воорудившись оным «мечЕм», круль доблестно поскакал в Пожонь, где… договорился с Пржемыслом Отакаром II о перемирии на два года.
Впрочем, война таки началась раньше - весной 1271 года богемлянский круль вторгся в Угорщину, взял Пожонь с Нитрой и… продул пообище 21 мая 1271 года у Мошони (хотя богемляне до сих пор стоят на том, что победил - но тут внезапно кончилась еда…), после чего пришлось мириться с Иштваном V. Чеховождь отдал взад Нитру с Пожонью, а угроправ не стал требовать вернуть умыкнутую сестрицею Анною казну. Так что летом 1272 года круль со спокойным сердцем поехал в Далмацию, на свиданку с Шарлем I д'Анжу (чисто-по родственному, как с отцом жены его сына), где его догнало невероятное по страшноте известие - жена-крулева Эржбет Котяновна, оказывается, замутила рОман с магнатом Иоакимом Гуткеледом, который по сговору с нею похитил принца Ласло и увез в свои владения, чтобы крикнуть крулем.
Святая Кинга
Гуткелед был одним из первых, кто перешел на сторону Иштвана в борьбе с его отцом Белой IV, так что круль верил ему безоговорочно, считая правою рукою. И вот так он, лукавый, презлым отплатил за предобрейшее! Рогатый муж и негодудящий отец в одном лице помчался в Кровацию, осадил замок Копривница, где укрылся «похититель с ребенком», но потрясение психики было настолько сильно, что круль расхворался и помер 6 августа 1272 года, оставив страну в высшей степени непонимания, что же такое будет на следующий день...