У сербов как-то не заладилось и с первой империей (Српско царство), и со второй (Югославия) - видимо, танцорам что-то мешало... Зато с песнями всегда у них был полный порядок - никто из соседей не мог похвастаться таким качеством и количеством, как авторы "песен южных славян". По крайней мере в России - ну кто что знает о македонских или хорватских бугарштицах? А боснийские песни "уцелели" в сборниках на "российской мове" только потому, что "тщательно мимикрировали" под сербские... Итого, встречайте.
Топ-10 героев сербских эпических песен
1. Кралевич Марко. Он же Крали Марко (в македонских песнях), самолюбимый и всякомногий герой балканского эпоса, епический богатырь, постоянно занятый тем, что побияет всяких турок, босняков, арапов, разную нечисть и всех других возможных врагов честного православного люда. Несть числа песням про его силу, ум и благородство, и многие уже и не догадываются, что в основе образа - реальный человек, Марко Мрнявчевич, правитель Прилепского королевства в Западной Македонии в 1371-1395 годах, сын короля Вукашина Мрнявчевича. В подвигах и походах ему помогает верный (и вредный - пьет только вино, да не всякое) конь Шарац и "складная сабля". Однако не везде Марко - герой положительный, в Косове и Боснии сохранились песни о нем как о Марко-Насильнике и Марко-Делибаше (Сорви-Голове), разбойнике и коллаборационисте. Такова судьба всех великих героев - мультикультурность...
2. Хворый Дойчин. Или Больной Дойчин, или даже, как в румынских песнях, Дончилэ - герой сербской и македонской традиции, образ "хворого богатыря". Несмотря на конкретное указание "воевода из Солуни (Салоник)", прототипа не имеет. Сюжет "бродячий" по разным культурам - обложили поганые бесермяне и сам Черный Арап град Солунь, и некому защитить честный народ, окромя больного богатыря, девять лет пластом лежащего практически на печи... Ну, встает, собирает оружие, коня, прощается с родными, побияет арапов, возвращается, чтобы подарить сестрице милой... вырезанные глаза Черного Арапа (балканцы, сэр!) и умирает... Ибо хворый.
3, 4, 5. Старина Новак, Груя (Груица) и Радивой. Старина Новак - гайдук, то бишь разбойник православного вероисповедания (это важно, потому что будь он мусульманин - был бы кирджали), в самом имени которого заложен оксиморонический каламбур ("Старый Юнош"). Груя. или Груица - его любимый племянник, а Радивой - их побратим. Все трое они - чета, или шайка гайдуков, занимающихся своим нелегким делом, то бишь грабящих и убивающих турок и босняков с албанцами. И ведь чего только не вытворяют - однажды даже продали Грую в рабство, чтобы разжиться деньжатами, а потом, конечно же, отбили его у жадного торговца... В общем, ничем себя парни не стесняют.
6, 7, 8. Стоян Янкович, Иво Сенянин (Сенкович) и Тадия Сенянин. Гайдуки - они в горах (а там - в лесах, поэтому "гайдучье время" - это когда "зеленка стоит"), а на море Адриатическом были ускоки - отважные далматинцы, утекшие ("ускочившие") в Италию и оттуда шнырявшие на небольших кораблях с целью "пограбить корованы". Долгое время их базой был порт Сень, и потому многие известные ускоки - сеняне (то бишь жители Сени). В некоторых песнях "ускоки" - это просто убежавшие за границу (не обязательно морскую) и оттуда периодически набегающие на турецкую краину удальцы... Стоян Янкович, Иво и Тадия Сеняне - персонажи наиболее известных "ускокских" песен.
9-10. Халил и Муйо Хрничичи. Босняки - они, конечно, мусульмане и потурченцы, но что касается языка, а также обычаев слагать и петь песни, что ничем от прочих сербохорватов они не отличаются. Кроме, конечно, содержания - в босняцких песнях происходит "эффект варежки", когда сербские герои "выворачиваются" и становятся злодеями - всё те же Кралевич Марко, Новак с Груей - а бьются с ними "нинажисть" отважные беи, аги, а то и просто лихие парни. Как, например, Хаджи Муйо Хрничич, сильноотважный и всяколовкий удалец, и его брат Халил, выручающий Муйо, когда тот по чрезмерной лихости и беспечности попадает в передрягу... Кстати, соседние албанцы тоже "покрали" в свои епические песни Муйо и Халила.