Этруски - это такие клёвые загадошные парни из античности, которые в шлемах с перышками, но не греки и не римлянцы, хотя по культуре не уступят первым и уделают в первом раунде вторых. Еще они говорили на непонятном нынче языке, который не понимал даже академик Кнорозов, потому что это вам не майи какие-нибудь. В общем, все такие жутко таинственные и древние...
Топ-10 знаменитых этрусков (случайные этрусские картинки портретами не являются)
1. Тархон. Это легендарная личность, культурный герой, по преданиям основавший самое древнее двенадцатиградье этрусков и научивший их практически всему, разве что не как мамку сосать - земледелию, всяким полезным домашним ремеслам, гаданиям по птицам и прочим этрусским штуковинам. Семейство Тарквиниусов било себя в мощные груди и настаивало, что он - их прародитель. А поэт Вергилий поместил Тархона посреди полчищ всяких местных как царя этрусков, который вместе со всеми иным стремился нагнуть Энея и всяких его понаехавших троянцев, потому что тут и без того была страна высокой культуры быта, а в таджикских дворниках италики не нуждались.
2. Лукумон, ака Луциус Тарквиниус Прискус, ака Древний. Стыдно, конечно, честным римлянцам признавать, но пятый их царёк был самым что ни на есть "понаехавшим". Парня звали Равшан Лукумон, и родом он был из города Тарквинии, настаивая, что от самого Тархона и происходит. Хотя происхождение сие было от мамы, а папа его был еще один понаехавший - грек Демаратос. Так что чистопородные этруски его в лучшие люди не пускали, и по совету жены Лукумон переехал в Рим, где местные бандиты и гопота, составлявшие римлян, часто не знали, кто их настоящий отец, чо уж там выпендриваться. Обозвался там понаехавший Луциусом Тарквиниусом Прискусом и весьма скоро взял такую шишку, что после смерти царя Анкуса Маркиуса его выбрали за главного. Так Тарквиниус и правил, навведя много всяких этрусских обычаев, пока пепел таки не пробил в груди сыновей Анкуса Маркиуса дырку, и они не убили его.
3. Мастарна, ака Сервиус Туллиус. Римские предания о древних царях цветисты и отличаются большим количеством непроверяемой иными источниками брехни. Повествуя о великом и ужасном царе Рима (за номером 6) Сервиусе Туллиусе, они очень вскользь упоминают, что он был как бы и не римлянин, а пленник из каких-то "тутошних", а царь Тарквиниус и царица егойная сироту приютили, воспитали, а когда Тарквиниуса злобные Маркиусоевичи зарезали, то и в цари пропихнули (вдова постаралась), потому как был он на дочке царской женатый. И вот весь из себя этот Сервиус Туллиус, и всякие реформы, и стену построил (до сих пор стоит) и сыновья Тарквиния его запинали, когда им ждать надоело, а собственная дочь на телеге переехала - уж больно долго не умирал... Но вся эта благообразная биография оказывается под большим вопросом из-за предания (записанного отдельными агентами древнеримского госдепа), что был он на самом деле этрусским "джентльменом удачи" по имени Мастарна, который из своей Этрурии был выгнан, но смог стать на Риме царем.
4. Луциус Тарквиниус Гордый. Как сын Тарквиниуса Древнего и муж Туллиуса, стал царем, отправив тестя в мир духов. Злобно нападал на всех соседей, отнимал у них "многоденег", на что понастроил всяких храмов и зданий, а также завел себе стражу, которая терроризировала сенат - короче, был злобным тираном. Римляне терпели всякие убийства и ужасти, но почему-то повелись, когда его сын Секстус сначильничал уж чем-то особо жутко добродетельную Лукрецию Борджа, после чего всех Тарквиниусов выгнали из Рима, да и решили царей более не заводить, ну их наф. Тарквиниусы долго еще натравливали на Рим всяких этрусских и латинских царьков, но ничегошеньки у них в итоге не вышло.
5. Ларт, ака Ларс Порсена. Жил себе в этрусском городе Клузий, где был царем и никого не трогал, пока не явился к нему пыльный и ободранный Тарквиниус Гордый и не стал ныть про то, как в Риме этрусков обижают, из царей выгоняют и обратно никак не пускают, а только лают и грозятся. Порсена на что-то из этого повелся, собрал "нещислимы полчища" (ну, по уверениям римских брехунов историков) и нашел с ними на Рим. В Риме тогда отчего-то случилось совсем туго, воевать они не смогли, но спаслись при помощи некоего человека, которого гендерные легенды рисовали по-разному. Феминистические предания повествовали о гордой девице Клелии, которая освободила из плена сперва девственниц (но их вернули, боясь Порсены), а потом, уже по просьбе размякшего царька, девственников. Рассказы педерастов мачистов фокусируются на девственнике Муциусе, который сжег прямо перед царем свою руку (предусмотрительно левую), чтобы доказать, что римскому девственнику все пофиг, за что и получил прозвище Жженый Сцевола (Левша). В общем, выходки всех этих бесящихся римских "недавалок" Порсену так напугали, что он взял и от греха подальше ушел восвояси.
6. Аррунт, ака Аррунс. У Порсены был сын, звался Аррунт, который и увязался в поход на Рим. Легендомифы настаивают, что это он оказался таким впечатлительным, что чуть в обморок не упал, увидев, как Муций жарит свою руку, и после этого на военном совете кричал громче всех, что если они свои руки жарят, то что сделают с этрускими задницами? В общем, отца он уболтал, и тот, сказав "ну, делай сам как знаешь!", дал Аррунту пол-нещислимых полчищ. С которыми тот с гиканьем и свистом набежал на земли латинян (они же не римляне, чего их бояться?). Но латиняне смогли сброситься умом, собрав один на всех, и пригласили греческого стратега Аристодемоса из Кум с его греками, который в 506 (или 504) году до н.э. в битве при Ариции разбил армию Аррунта, а его самого убил.
7. Ларт, ака Ларс Толумниус. Еще один этруский царек, на сей раз города Вейи, которые лет 100 были соперниками грозному, но еще очень гибкому Риму. Когда от Рима откололась деревня Фидены и перебежала к вейянам, римлянцы послали послов, чтобы они разобрались, что там как, и вернули ренегатов обратно. Но Толумниус приказал послов убить. Уже древние римские брехуны историки начали спорить, зачем он это сделал. Одни писали, что просто был злобное чмо, другие - что хотел повязать новых союзников кровью. А третьи настаивали, что это фиденяне неправильно поняли странный бросок костей, который отколол Ларт. В общем, была война и битвище, в которой пылкающие местем римлянцы Ларта Толумниуса убили.
8. Лукиус Тарквиниус Коллатинус. Из тех же самых Тарквиниусов - внук брата Тарквиниуса Приска. Именно его женой была та самая Лукреция, которую обесчестил Секстус Тарквиниус, и которая покончила с собой, не снеся позора. Размахивая трупом жены, Коллатинус поднял всех древних римлянцев на восстание против тирании, в ходе которого последний царь и его гнусные сыновья сбежали из города. В благодарность народ сделал его первым консулом республики (вместе с Лукиусом Юниусом Брутусом, который тоже бегал и поджигал восстание), но потом задумался - а не много ли плюшек родственнику поганых Тарквиниусов? То, что человек потерял жену ради их свободы, римлянцы как-то сразу забыли, как не относящуюся к делу фигню. В общем, Коллатинуса вынудили власть сложить и удалиться в изгнание. На то мораль - не делай революций.
9. Титус Лартиус Флавус, ака Руфус. Ларциусы тоже были этруски (их фамилие происходит от тамошнего имени Ларт), но они царями не были, и им за новую республику впрягаться можно было без вопросов. Брат его бился вместе с Горациусом Коклесом супротив Куриациусов на мосту (ну, это известная история), а сам Титус стал первым в истории Рима диктатором - народ припал к его стопам с воплями и криками, когда в 501 году до н.э. полчища латинов во главе со злобным экс-царем Тарквиниусом Гордым наступили на город. Ларциус выбрал себе первого в истории Рима начальника конницы, провел первую в истории перепись республиканцев, отловив таким образом всех уклонистов, и пошел на врагов, коих разбил и победил. Ну а потом, в первый раз в истории Рима, сложил с себя диктаторские полномочия и удалился в частные лица. И да, судя по обоим прозвищам, он таки был рыже-рыжий.
10. Гаюс Кильниус Мекенас. Когда злобные римлянцы поработили этрусскую свободу, захватив их религию, культуру и обычаи (и поменяв на них вывески "сделано в Риме"), этруски прикинулись честными римлянцами и продолжали жить по-своему, по-этрусски. Меценат был из древней семьи Кильниусов и смог прикинуться римлянцем настолько, что стал близким другом императора Августуса и его доверенным лицом. Прославился же он тем, чего ни до, ни после него римлянцам даже в голову не приходило - раздачами денег всяким нищим поэтам, писателям и прочим скульпторам, что чрезвычайно подняло неведомую до того зверушку - римскую культуру. Гаюс и сам кое-что пописывал на исторические и философские темки - имеются отрывко-пруфы. За всё сие, когда он скончался, Мекенас был громко оплакиваем стенаниями культурных римлянцев, которые предвидели, что сразу же начнется упадок, из которого они уже никогда не выйдут.