Не выходит каменный протекторат
Время шло, и выяснялось, что тиран-то из Кромвеля так себе - заурядный. Ограбив "роялистов" с помощью "децимации", он смог кое-как содержать армию в Англии, но вместо того, чтобы сидеть на попе ровно и заниматься решением внутренних проблем, решил развязать новую "победоносную войну" - на сей раз против Испании. Похоже, историю лорд-протектор в школе прогуливал, да и экономику учил так себе, ибо в противном случае бы знал, что войны не ведут с пустой казной. Да, удалось захапать Ямайку (в основном сдав ее с потрохами пиратам, которые и защитили остров от реконкисты) и перехватить несколько конвоев, но "доны" пару раз больно наподдавали англичанам под зад, а самое главное - корабль государственных финансов получил такие пробоины, что уверенно и довольно быстро шел ко дну.
"Морской генерал" Роберт Блейк (тыц) приносит победы, победы - и ни пенни денег...
В общем, сделав лицо, как будто только что тщательно прожевал грейпфрут, летом 1656 года Кромвель санкционировал выборы нового парламента. Если он надеялся, что оппозиция за год испарилась, то совершенно напрасно - зазвучали все те же самые обвинения в узурпации власти и призывы восстановить республику и отдать все полномочия парламенту. Пришлось посадить в застенок на острове Уайт Хенри Вэна-младшего, а еще 100 выбранным депутатам не дать разрешения Госсовета, без которого их не допускали до заседаний. Обратка прилетела тут же - экс-левеллер Эдвард Сексби "слетал" в Мадрид, где получил от "государственного врага" средства и организовал на них несколько неудачных покушений на Кромвеля. Арестовать террориста удалось лишь 24 июля 1657 года, после чего он был помещен в Тауэр, где и умер 13 января 1658 года от болезни.
"Почищенный" парламент тут же набросился на самую важную и животрепещущую проблему Англии - на секту пацифистов-квакеров, приговорив одного из их лидеров Джеймса Нейлера к бичеванию и клеймению, а еще 140 активистов к застенкам. Затем депутаты решили лизнуть поглубже - и составили прошение к лорду-протектору, чтобы он позволил назначить себя же... королем, а также восстановил Палату лордов. Кромвель... промолчал, отправив вопрос на обсуждение в парламент же, где большинство депутатов уже подписалось под петицией. Но тут против своего Карабаса-Барабаса восстали его послушные деревянные куклы - армейские офицеры во главе с генералом Ламбертом выступили консолидированно против возвращения монархии (только генерал Монк в Шотландии "в принципе поддержал" позицию депутатов). Посему Кромвелю случилось божественное откровение - королем не становиться. Вопрос был закрыт. Зато Ламберт был изгнан со всех своих постов и из армии - видимо, за то, что высказался поперед Г-да Б-га.
Ричард Кромвель
20 января 1658 года парламент собрался на вторую сессию - и уже было решено восстановить верхнюю палату. Однако по какому-то странному упущению 100 ранее изгнанных депутатов были допущены на заседание и тут же устроили демарш - заявили, что Кромвель узурпировал "власть народа" и терзает население "незаконными поборами". Сбесившийся лорд-протектор 4 февраля приказал разогнать парламент, а когда его зять генерал Флитвуд попробовал отговорить тестя, тот закричал: "Тряпка! Именем Б-га живого я распущу эту палату!" В общем, тяжело быть одним на свете богоизбранным Дартагнаном, да - 3 сентября 1658 года лорд-протектор Содружества Оливер Кромвель скончался "после долгой продолжительной болезни".
Как и было положено ранее "Орудием управления", Госсовет передал титул по наследству старшему сыну умершего - 32-летнему Ричарду Кромвелю. Увы, но более неподходящую персону найти было можно, конечно, но непросто - юрист по образованию, Ричард толком по специальности не работал (и легенды о том, что он был капитаном в армии Ферфакса - тоже легенды) и жил в поместье сквайром. Подходящего характера для управления страной, еще толком и не пережившей революцию, у него тоже не было. Дик отличался неуверенностью, мягкотелостью (заработав прозвища Неуверенный Дик и Разбитый Дик, вовсю обыгрывавшие второе "фольклорное" значение этого имени) и совершенно не пользовался авторитетом среди единственной организации, которая могла стать его опорой - армии. В этом смысле куда более подошел бы Хенри Кромвель, генерал-майор и главнокомандующий в Ирландии - но он был всего лишь младшим братом нового лорда-протектора (вот так монархизм головного мозга вредил Кромвелям уже во втором поколении).
Генерал Хенри Кромвель
Армия, кстати, тоже не была едина. Во-первых, она была разделена на три части: в Ирландии командовал Генри Кромвель, в Шотландии - Джордж Монк, а в Англии - Флитвуд и его правая рука, генерал-майор Джон Десборо. Однако у младших офицеров армии Англии ее командующие достаточным авторитетом не пользовались - субалтерны потребовали уже в ноябре 1658 года восстановить в чинах ранее изгнанных командиров-республиканцев Харрисона, Овертона и Ламберта. Ричард Кромвель решил, что на такую зыбкую почву он опираться не будет, а созовет новый парламент - который очень был нужен, ибо государственный дефицит уже приближался к двум миллионам фунтов, и с этим "надо было что-то делать".
Выборы, как ни странно, наконец-то выиграли сторонники протектората (видимо, народ постоянно протестовал не против идеи верховного правителя, а конкретно против одиозной и изрядно надоевшей фигуры "железного Оливера"), занявшие большинство мест в обоих палатах. Но прошло и достаточно много республиканцев, лидерами которых стал Артур Хезлриг, кои заваливали лондонцев петициями, декларациями и памфлетами (в 1659 году оных вышло 652, тогда как годом ранее - всего 282). Хуже же всего было то, что большинство депутатов оказались пресвитерианами, и они затянули старую песню о поголовной "шотландизации и пресвитерианизации" всея церкви Англии, снова плюя на куцую и урезанную свободу совести даже для индепендентов и диссентеров.
Генерал Джон Десборо
Генералы Флитвуд и Десборо по-родственному надавили на лорда-протектора (первый был мужем его сестры, другой - дядей, мужем сестры Оливера Кромвеля) и добились его согласия собрать Генеральный совет армии 2 апреля 1659 года. 500 делегатов от полков потребовали от парламента выплатить все долги по жалованью, но депутаты ответили отказом - мы-де не намерены поднимать ежемесячные налоги выше 30 000 фунтов и идите в жопу, солдаты. После этого парламент потребовал от протектора распустить "мятежный генсовет", и Ричард Кромвель сперва так и повелел... но 20 апреля 1659 года Флитвуд добился от него приказа распустить парламент. В который уже раз армия индепендентов и диссентеров показала всему народу Англии, кто в стране хозяин...