Ретрокнига - 219. Ружья, деньги и театр: Жизнь одного Фигаро

Aug 20, 2021 12:33

Мне иногда кажется, что Великая французская революция началась потому, что французы в XVIII веке не умели жить по средствам и лезли наверх, даже если не имели к тому никаких данных. В кого из "деятелей просвещений" ни плюнь - вечные долги и мотовство, гонор выше крыши и бесконечное стремление всех вокруг поучать, забирая за это деньги...

Вот и жизнь еще одного "деятеля искуЙсств", описанная Рене де Кастром и переведенная в 2003 году для серии ЖЗЛ под названием "Бомарше", навевает на те же мысли. Человек Пьер Карон еще в молодости поймал свой кусок торта с чаем - овладел хлебной и масляной профессией часовщика и даже смог изобрести новый вид маятника, существенно улучшивший точность карманных хронометров. Мог бы жить-поживать, зарабатывать денег и к старости стать обеспеченным богатым буржуа... Но нет, в задницу его вошло шило и не вынималось до самой смерти - Пьер захотел стать дворянином и придворным! Купил какую-то левую должность в Версале (типа "кусатель блюд и вносильщик их на королевский завтрак"), женился и за женой получил кусок земли, который позволил ему обозваться де Бомарше и прикупить (опять-таки) себе дворянский патент.

Далее наш "прострел" втирается на должность учителя музыки королевских дочерей - почетная, но не фига не оплачиваемая - и влезает в придворные интриги! А поскольку часовщиком быть уже не может (это занятие не совместимо с дворянством) и влезает в долги (придворные должности, особенно левые, не шибко кормят, а запросы уже дворянские!), корифанится с известнейшим аферистом своего времени и "проворачивает дела" с ним на пару. Некоторые аферы выходят "пизнесмену Поммарше" боком, но пока жрут лишь деньги. Однако со смертью друга-афериста он попадает на долг перед его наследником - 10 000 ливров (ЕМНИП), сумма по тем временам даже для Бомарше более чем не смертельная. Но "из принципа" настаивает, что это ему должны 5000 ливров, и влезает в многолетний процесс, итогом которого становится лишение его всего имущества и гражданская казнь - конфискация, отъем дворянства, запрет на "благородные" профессии и пр. Снова гордыня паче чаяния и средств - заплатил бы и не выйоживался, простолюдин смердячий, но нет, мы дворяне, мы народ гонорливый, мы против судей, которые еще не вынесли нам приговоры, сочиняем "мемуары" и публикуем популярности ради...

На счастье "смерда", его используют (именно из-за положение человека насмерть пропащего) в политических играх - тайная разведка Луи XV (а потом и Луи XVI) поручает Бомарше пару грязных щекотливых дел в Лондоне и Германии. Правда, агент и тут устраивает фарс - вымагивая больше денег, организует "нападение на себя бандитов в лесу", чтобы пустить пыль в глаза императрице Марии-Терезии. Его разоблачают и высылают во Францию, но в благодарность за действительные услуги и в счет будущего позволяют даже подать апелляцию. Процесс свой "часовщик-дворянин" таки выигрывает "много лет спустя", а потом пускается в очередные авантюры - тайная служба Его Величеству позволяет ему встереться в доверие МИДа, и через его липовую фирму Франция поставляет оружие повстанцам в Северную Америку. Он и тут умудряется ловчить и жулить - нагревая руки на бюджетных (по сути) поставках, кричит, что американы ему не плотят (это правда) и судится с ними до самой смерти (заплотят, и только гроши, его наследникам)...

В общем, как ни старается автор, написуя про "обостренное чувство справедливости", вырисовывается портрет мошенника-авантюриста, вечно в долгах, вечно в каких-то дурно пахнущих делишках и вечно лезущего в общество на два-три круга выше собственного. Да еще схоронивший двух жен (родичи второй даже обвиняли его в отравлении, стараясь стрясти денег). И полное на него бы тьфу, если бы из той тонны бумаги, которую он смарал (ага, мы ж исчо великий писатель драмами!) на три очень левые пьески и одну "ни то, ни сё" (в пору революции опера "Тараба" шла на сцене долго, но в итоге конъюнктуры не пережила и канула в Лету), не было двух несомненных удач - "Севильского цирюльника" и "Женитьбы Фигаро". Они и позволили имени Бомарше не пропасть среди легиона таких же авантюристов-проходимцев XVIII века во Франции.

Но увы, человек сей не был из тех, к кому с годами приходит опыт - к нему годы пришли одни. И в старости он вел себя также - строил дворцы, имея "очень текучее и неоформленное" состояние, занимался аферами с поставками ружей, из-за чего снова сбежал в Англию... В общем, такой старый, жизнью трепанный, но не наученный ничему Фигаро, да еще и за юбками бегающий, как в 16 лет. Грустное, итого, зрелище.

А вердикт? Хотите знать типичную карьеру "дворянина в мещанстве", вечного должника-афериста, лезущего в "сливку общества", у которого таки хватило таланта на две пьесы - тогда читайте. Если вам такие типажи по жизни не интересны, то дело ваше.



Ретро

Previous post Next post
Up