Мадьярский камбэк (начало)
Разделение сил австрийцев после оккупации Буды и Пешта начало давать плоды их соперникам. Бригада генерал-майора Ференца Оттингера, посланного на Сольнок, встретилась с отрядом Перцеля, который, получив подкрепление из Дебрецена, обошел ее и заставил отойти к Цегледу. Чтобы отогнать Перцеля обратно к Сольноку, потребовалось выслать на помощь Оттингеру еще одну бригаду. Гёргеи повел армию в другую сторону, на север, в словацкие горы. За ним 15 января 1849 года в погоню отрядили дивизию Чорича - 8 батальонов, 6 эскадронов и 36 орудий, с приказом теснить врага на Ипойшаг (Шахи). Одновременно с этим отряд генерал-майора Гёца выдвинулся на Бештербанью (Баньску-Быстрицу), откинув мадьяр у Турчека. 17 января венгры его атаковали, но снова вынуждены были ретироваться, однако цели своей добились - считая свои силы слишком скромными, Гёц отошел обратно.
Ференц Оттингер
21 января Чорич догнал часть сил Гёргеи у Шельмецбаньи (Штавницы) и отбросил на всех пунктах, ворвавшись 22 января в городок и захватив 500 пленных, 12 мортир и 10 орудий. На самом деле у Виндишгреца был суперплан - одновременно с Чоричем на Гёргеи должны были напасть часть сил Симунича от Липотвара и отряд Гёца, окружив с трех сторон. Но Гёц, как мы видели, предпочел слинять, то же самое сделала бригада из отряда Симунича, отойдя к Нийтре (Нитре). Так что Гёргеи после поражения части его сил у Шельмецбаньи просто отошел дальше на север. Тем временем Шлик решил снова оставить Кашшу и на сей раз рванулся к Токаю. 22 января 1849 года случилось его сражение против окопавшегося возле Токая Хенрика Дембиньски, очередного польского эмигранта, буквально накануне назначенного мадьярским правительством генерал-лейтенантом, верховным главнокомандующим и командиром новой еще формировавшейся армии из четырех корпусов. Все атаки Шлика были отбиты, и ему пришлось отбежать обратно.
Прознав про сие, Виндишгрец отправил на помощь Шлику дивизию фельдмаршала-лейтенанта Франца Йозефа Флориана фон Шульцига, которая соединилась с "летучим корпусом" в Мишкольце 15 февраля 1849 года. После чего объединенные силы австрияков снова двинулись на Токай, откуда Дембиньски на сей раз предпочел слинять без боя. Но у Шлика появилась новая проблема - Гёргеи, упущенный всеми у Шельмецбаньи, прознал про то, что силы "одноглазого пирата" ушли от Кашши на юг, решил сам броситься по его следам, объединиться у Токая с Дембиньски и навалять Шлику. Каковой маневр с успехом и провернул, заставив Шлика бежать на запад, к основным силам Виндишгреца, и оставить в руках мадьяр всю горную Словакию. Объединенная армия Гёргеи и Дембиньски была готова дать бой австриякам, ослабленным выделением отрядов против Перцеля.
Хенрик Дембиньски
26 февраля 1849 года началась Битва при Капольне. У Виндишгреца было примерно 30 000 человек и 136 пушек, у Дембиньски - официально 46 000 человек, фактически 36 000 и 138 пушек. К тому же венгры не были сосредоточены - их войска прибывали на поле боя в течении двух дней. Шлик наступал с севера на правый фланг мадьяров, граф Врбна с запада двигался на Капольну, а граф Шварценберг оттуда же - на село Каль. Бой завязался, когда авангард австрияков под командой генерал-майора Франца-де-Паула Гундакера фон Коллоредо-Мансфельда столкнулся возле села Фельдебро с 7-м пехотным легионом хонведа под командой подполковника Эрнё Пёльтенберга, который в итоге оттеснил с помощью постоянно подходящих подкреплений. Пёльтенберг же подкреплений не получил и сдал противнику Фельдебро и Альдебро. Это не понравилось приехавшему вместо подкреплений Дембиньски, и он приказал вернуть обе деревни. К счастью Пёльтенберга, австрийцы вечером из них ушли, и Альдебро с Фельдебро мадьяры заняли снова.
В то же самое время кавалерийская бригада полковника Яноша Марьяши сражалась у Капольны с конницей генерал-майора Франца Висса, с неопределенным для обоих результатом. А 2-й пехотный легион майора Мора Кишфалуди весьма успешно оборонялся у Каля. Так что в целом день 26 февраля закончился ничьей - венгры позиции удержали. На следующий день план Виндишгреца состоял в усилении давления на Капольну, чтобы разрезать мадьярскую армию надвое, а правое ее крыло, на которое с севера должен был выйти Шлик - окружить и уничтожить. Шлик появился на поле боя ночью - переправившись через канал Сирок, он к утру выдвигался на позиции, с которых мог атаковать врага. Против него у Верпелета была развернута дивизия генерал-майора Дьёрдя Клапки. В итоге к концу дня австрийцы захватили село, а попытка мадьяров его вернуть успехом не увенчались. На помощь Клапке подошел только что явившийся на поле боя Гёргеи, и вместе им удалось сдержать наступление Шлика и спасти правое крыло от окружения - но никак не более того.
Сражение у Капольны (кликабельно)
Тем временем Виндишгрец вытеснил Марьяши из Капольны, который сказал Дембиньски, что защищать ее невозможно. Главнокомандующий совета не послушал и отправил войска вернуть Капольну, но контратака провалилась, примерно два батальона были окружены и взяты в плен. Тогда у Дембиньски родился гениальный план - развернуть оборонявшуюся у Каля дивизию генерал-майора Людвига Флориана Аулиха (ибо немецЪ) на север и ворваться в Капольну с юга. Но когда Аулих двинулся к Капольне, австрийцы совершенно предсказуемо захватили Каль, и пришлось поворачивать назад, однако село так и осталось в руках сопостата, ибо в итоге главнокомандующий приказал генерал-майору "тупо отступить". Самое смешное (оно же печальное), что запаздывавшие дивизии Гюйона и Дьёрдя Кмети подошли с востока на поле боя - но Дембиньски не захотел кинуть их в контратаку, а приказал в 13:00 всей армии отступать.
Сражение завершилось с противоречивым результатом - мадьяры отошли, а австрийцы не решились их преследовать. Венгры потеряли приблизительно 1200 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести и где-то 500-600 пленными. Австрийцы заявили потерю 352 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Мадьярские офицеры были страшно недовольны действиями командующего, которого обвинили в "предательстве неродины" (полячишка жалкая!). 3 марта 1848 года в Тисафюреде на военном совете они потребовали его отставки. Пытавшийся выступить посредником министр внутренних дел Семере, находившийся при армии, потерпел неудачу и санкционировал смену Дембиньски на Гёргеи. Однако это назначение не утвердил Кошут - он плохо относился к Гёргеи (тот никогда с ним не советовался и игнорировал указания премьера) и назначил главкомом вместо него Антала Феттера. Но 28 марта Феттер заболел, и Кошут, скрепя сердце, вынужден был подписать назначение "этого упрямца" врио главнокомандующего...