1848: гусарская революция - 13

Feb 16, 2021 01:07

Венский вальс

Возвращаемся к нашим мадьярам... Преследуя убегающего Елачича, армия Моги внезапно оказалась в самой гуще событий уже австрийской революции. Студенческий Академический легион стакнулся с национальной гвардией Вены и захватил столицу, выгнав оттуда гарнизон, которым командовал генерал от кавалерии граф Максимилиан Антон Карл фон Ауэршперг, а когда бан Хорватии попытался 13-14 октября 1848 года ворваться в столицу, командующий национальной гвардии богемский еврей (бывший обер-лейтенант, выслужившийся из рядовых) Венцель Георг Мессенхаузер и его начальник штаба поляк Юзеф Бем (всё по универсальной формуле - жиды, полячишки и скубенты...) организовали оборону и отбили натиск хорватов. После чего повстанцы обратились за помощью к Кошуту (который со 2 октября выполнял обязанность премьер-министра Венгрии), и тот "после некоторых колебаний" приказал армии Моги двинуться к Вене и оказать содействие революционерам.



Кошут, Мессенхаузер, Виндишгрец, Бем и Елачич - все действующие лица на одной картинке

Однако на Вену надвигалась угроза и с другой стороны - с севера, из Моравии, шли полчища тьмы. Возглавлял их фельдмаршал-лейтенант князь Альфред Кандидус Фердинанд фон Виндишгрец (ака Виндиш-Грец), главнокомандующий в Богемии, ставший одним из немногих (наряду с Елачичем и главнокомандующим в Италии графом Яном Йозефом Вацлавом АнтинИном Франтишеком Карелом Радецки з Радче) военных, кому Хабсбурги-Лотрингены были обязаны тем, что и после 1848-1849 года продолжали оставаться кайзерами. Когда 11 июня 1848 года революция началась и в Праге, князь попросту утопил ее в крови, введя в город войска и к 17 июня подавив восстание. Смерть от случайной пули в окно его супруги Мари Элеонор ФилиппИн цу Шварценберг и тяжелое ранение первенца Альфреда Людвига Йозефа Николауса Христиана только ожесточили и без того суровое сердце 61-летнего воина, и он взвалил на свои седые плечи миссию спасения империи от лап скубентов, полячишек и жидов.

Посему когда кайзер Фердинанд сбежал из Вены в Ольмюц, Виндишгрец с армией поспешил к нему. Благодарный монарх направил "омытые богемской кровью" полчища на столицу, дабы покарать ее. К нему присоединились войска Елачича и Ауэршперга, доведя численность "карательной армии" до 70-80 000 человек. Но Кошут потребовал от Моги наступать и помогать Вене. А сомнения генерала в том, что он сможет опрокинуть врага со своими 23 000 (из которых бОльшую часть составляли национальные гвардейцы) были объявления советскими историками-мРАксиЗДами "предательством" и "классовой чуждостью". Впрочем, Мога на самом деле не горел желанием топить кайзера и сливаться с дружном порыве с поляками и скубентами - 21 октября он "попытался" пробиться к Вене, перейдя реку Лейта (границу между государствами), но как только его передовые отряды встретили врага, то тут же отступил. На самом же деле сомнения венгерского главнокомандующего определялись тем, что Виндишгрец еще 17 октября потребовал от венгров присоединиться к своей армии и участвовать в штурме Вены, а 22 октября повторил это предложение.



Битва при Швехате

Однако же 23 октября 1848 года на Лейту прибыл сам Кошут и 12 000 подкреплений. 25 октября к Виндишгрецу был отправлен парламентер с требованиями прекратить осаду Вены, разоружить "банды Елачича" и "прекратить войну против Венгрии". Но князь парламентера арестовал и заявил, что "с бунтовщиками переговоров вести не будет" (в политических кругах Альфред Кандидус считался "консервастнее кайзера" и "стоял на платформе Меттерниха"). На следующий день австрийцы попытались ворваться в Вену, но были отбиты Академическим легионом. А в мадьярском лагере шла ожесточенная грызня Кошута и Моги по поводу [не]возможности нападения на армию Виндишгреца. 27 октября состоялся военный совет, на котором Кошут продавил-таки приказ о наступлении. 28 октября австрийцы отбили у повстанцев предместье Леопольденштадт, и уличные бои начались в самой Вене. Наконец, 30 октября 1848 года венгерская армия подошла к окрестностям Вены - началось Сражение при Швехате.

Виндишгрецу пришлось оставить часть сил против повстанцев (примерно 22 000 человек) - воодушевленные подходом венгерской подмоги они развернули мощную атаку и даже оттеснили австрияков к Южному вокзалу. Главные силы (58 000 человек) он развернул против мадьяр - это была в основном армия Елачича (которую венгры уже били у Пакозда), подкрепленная кое-какими австрийскими частями. Армия Моги наступала тремя корпусами:
  • майор Ришар де Бофре, граф де Гюйон (англорожденный француз, натурализовавшийся в Венгрии) наступал на правом фланге, на село Маннсвёрт;
  • полковник Артур Гёргеи в центре атаковал городок Швехат;
  • полковник Михай Репаши действовал на левом фланге.
Гюйон выполнил задачу за 20 минут - Маннсвёрт был захвачен. Однако Репаши безбожно опаздывал, и потому Мога приказал Гёргеи остановиться - если бы вперед вырвался и он, Елачич смог бы ударом во фланг отрезать и окружить две трети армии. Естественно, Кошут и советские историки-мРАксиЗДы назвали это "предательством" и обвинили командующего в "срыве и сливе". А вот Елачич всё равно купился и приказал фельдмаршалу-лейтенанту принцу Францу-де-Паула фон унд цу Лихтенштайну с кавалерией атаковать венгерский центр и осуществить "план Мешок". Но как раз тут-то и появился Репаши, убедив Лихтенштайна "на месте стоять".


 

Принц фон унд цу Лихтенштайн и граф де Гюйон

Впрочем, Гёргеи всё равно вперед двинуться не смог - на него налетел генерал-майор Карл Цайсберг и обратил ополченцев, пугавшихся выстрелов, в бегство. Однако появление Репаши и ступор Лихтенштайна остановили атаки австрийцев и позволили венграм уйти за Лейту. Результатом сражения стали огромные потери - мадьяры потеряли убитыми и ранеными примерно 500 человек, австрийцы заявили, что всего 70. Кошут был сильно расстроен - винил себя, а еще более Могу, и даже хотел отдать его под суд, но генерала спасла "боевая рана" - в день сражения под ним убило лошадь, и он, свалившись, повредил колено. Это стало поводом для отставки - уже 1 ноября 1848 года экс-командующий удалился в поместья. Мутная роль во всех этих событиях не спасет его от преследования - в 1849 году "ветеран битв" был арестован и отсидел пять лет в каталажке.

Новым командующим был назначен Гёргеи, по какому случаю его произвели в генерал-майоры. Несмотря на то, что именно при Швехате себя никак не проявил, он всё еще оставался одним из победителей при Озоре, а последующие события покажут, что, к всеобщему счастью (или наоборот), военный талант у него всё-таки имелся. Опять же, Гёргеи был "пламенный революционер" и близок к Кошуту (хотя и происходил из дворянской семьи, впрочем, небогатой). Виндишгрец не мог преследовать мадьяр - тогда пришлось бы отказаться от штурма Вены. 31 октября 1848 года столица капитулировала (Мессенхаузен был взят в плен и позже расстрелян, Бему удалось сбежать и всплыть уже в венгерской армии). Теперь у Виндишгреца были развязаны руки - он со своими полчищами мог заняться "главным вопросом" и вторгнуться в Венгрию...

image Click to view


"Виндишгрец и прочие паны генералы рано утром войну начинали" - чехобогемский фолклор, музЫка Дворжака, стИхи Травничека

Угрореволюция, век девять-десятый

Previous post Next post
Up