За нашу, а не вашу свободу (начало)
Как я уже неоднократно давал понять, Венгерское королевство в 1848 году состояло их разных территорий, населенных всякими народами. И не только Хорватия подняла знамя борьбы против мадьярского ига - летом 1848-го сурово заполыхали станицы на ридных Воеводинщине, Словакщине и Трансильванщине... Потому что это злобные остракоки угнетали бедных мадьяр, прищемляя их патриотический национализм. А вот бедных словаков угнетали злобные маджари, ими же угнетались бедные срби, а вот трансильванскую ромынь гнобили и ихние местные секеи, и заезжие магияри...
Провозглашение Майской скупщиной Сербской Воеводины (кликабельно)
На клятой Мадьярщине срби компактно проживали в Банате, Бачке, Среме и Баранье (исторические области), в том месте, где сходились границы Венгрии, Боснии и Сербии. Занимались они в основном охраной границы, ибо злобный турок из-за Дуная прекратил нОбигать каких-то лет сто назад, но по-прежнему скрежетал зубами - так что были люди вооруженные и отчаянные. Какой-то автономии и прав особых у них не было, зато была своя православная церковь - патриархия в городе Карловац (Сремски-Карловци), основанная в 1790 году. Правда, в 1836 году патриарха австриякское правительство понизило в митрополиты, чем все срби были очень недовольные, а недовольнее всех - ставший в 1842 году митрополитом Йосиф (он же Илия Раячич). А в 1830 году во всем королевстве венгерский язык был объявлен государственным, и переводу на него подлежали даже церковно-приходские книги, и честные срби просто кирпичи клали, когда вместо Стефана или Джордже их дети оказывались Иштваном или Дьёрдем.
Посему когда в 1848 году в Венгрии началась буза, срби решили не отставать, и 12-14 мая собрали в Карловаце скупщину (парламент), которая провозгласила создание Сербской Воеводины - объединение Бачки, Баната, Срема и Бараньи, которое входит в "политический союз на основе свободы и полного равноправия с Триединым королевством Хорватии, Славонии и Далмации". Был образован Народный комитет (правительство), митрополита Йосифа срочно повысили в патриархи, а генерал-майора австрийской службы Стевана Шупликаца объявили воеводой (главнокомандующим). Первым председателем Народного комитета стал патриарх, но вскоре он передал бразды отставному лейтенанту помещику Джордже Стратимировичу. Венгры, как уже упоминалось, встали на хвосты, ничего и никого не признали и всячески лаялись, почему Народный комитет по-быстрому заключил союз с хорватским баном Елачичем.
Йосиф Раячич и Джурдже Стратимирович
Сербскую антимадьярскую революцию поддержали местные "силовики" - граничары (иррегулярные воины-поселенцы) с Военной границы (особый административный район на границе с Османской империей) и шайкаши (воинская часть "речной пехоты", охранявшая границу по Дунаю). 6 июня 1848 года последние начали "священную войну" - захватили арсенал в городе Тителе, раздобыв там ружья и 8 пушек. К повстанцам примкнули добровольцы, граничары-срби и даже некоторые немцы, и "силы революционного насилия" обосновались в трех укрепленных лагерях - в Карловаце (столице Воеводины), Тителе и в Темерине. От венгерского военного коменданта в Петерварадине Яноша Храбовски, которому подчинялись граничарские полки, они потребовали "оказать помощь в борьбе против мадьяр", ибо правительство Баттяни тут же поручило военному министру Месарошу "решить проблему хирургически". Однако Храбовски оказался венгерским патриотом и 13 июня 1848 года атаковал лагерь в Карловаце с 1100 солдат.
Но Сражение при Карловаце стало триумфом народившейся воеводинской армии - толпища повстанцев убили аж целого одного солдата Храбовски и семерых ранили, что заставило "силы тьмы и мрака" отступить. Обрадовавшиеся срби вспомнили, что они - ужас на крыльях Балкан, и набросились с ножами на немецкие и румынские села. Началась "настоящая революция"... Им сильно помогало то, что из-за противостояния с королем и Елачичем серьезные силы против Воеводины мадьяры двинуть не могли, а сами срби окопались в своих лагерях. В начале августа 1848 года супротив мятежников собрали 20 000 пехоты и 1500 кавалерии, которые возглавил присланный из Вены фельдмаршал-лейтенант Филипп фон Бехтольд. Они двинулись на город Сентамаш (Србобран), который срби, выгнавшие оттуда всех мадьяр, превратили в крепость. Приступы 14 июля и 19 августа провалились, так что Берхтольда услали, и уже лично сам Месарош провалил штурм 21 сентября. Так Сантамаш и остался "непокоренным гарнизоном", ибо нашествие Елачича и последующие события снова отправили сербов в категорию "не до собачек".
Битва за лагерь Перлас (вельми кликабельно)
Зато в другом месте мадьярам повезло больше. Узнав об отставке Бехтольда, полковники Эрнё Киш и Антал Веттер фон Доггенфельд двинули свои отряды на укрепленный лагерь сербов в Перласе (Перлезе) и атаковали его 2 сентября 1848 года. Венгров участвовало в бою 3600 человек и 14 орудий, лагерь обороняли 4000 человек и 12 орудий под командой лейтенанта граничар Павле Дракулича. Бой получился упорным, дошло до рукопашной, после которой срби отступили и очистили лагерь. Мадьяры потеряли 14 человек убитыми и 69 ранеными, их противники примерно 250-300 убитыми и ранеными, а также бросили 8 орудий. Это была первая по хронологии победа "обновленного венгерского ружия", так что угры ликовали, а Киш и Веттер получили много всяких пенок и сливок.
После этого поражения сербские войска (12 000 ополченцев и 4000 граничар) забаррикадировались в городе Панчево, окруженном системой укрепленных лагерей - Томашовац, Алибунар, Стража и Паланка. К началу ноября венгерская армия, которой командовал уже генерал-майор Эрнё Киш, насчитывала 24 000 человек, и она снова решила перейти к активным действиям в Воеводине. 9 ноября 1848 года подполковник Янош Дамянич (сербо-ренегаД) с 700 солдатами атаковал Стражу и устроил ее защитникам массовую резню - из 1200 сербов 673 человека были убиты, всего 20 взяты в плен, захвачены две пушки. Воодушевленный оной победой Веттер (заменявший отъехавшего Киша) 30 ноября атаковал Томашовац, Алибунар и Паланку, но захватить удалось только последний лагерь. Вернувшийся Киш 4 декабря напал с 10 000 солдат на Томашовац, но снова не добился успеха. 12 декабря Дамянич наконец захватил Алибунар, а 15 ноября сербы очистили Томашовац. Панчево лежало на блюде...
Сербская Воеводина (кликабельно)
Однако сербов снова спасли неприятности на других фронтах. Киш ушел с основными силами на Тимишоару, остававшийся верным кайзеру гарнизон которой делал вредные вылазки. 2 января 1849 года был предпринят оставшимися силами штурм Панчева, но потерпел неудачу. Затем новая порция войск была отправлена защищать отечество опасносте в иных местах, и оставшийся командовать южным корпусом Дамянич ничего особого предпринять не мог, а в конце января и он ушел, так что в Воеводине остались только немногочисленные гарнизоны, и срби снова ее оккупировали...