Рогатус Африканус - 7

Jan 17, 2021 21:10

Два корнелиусовских удара

Захват Нового Карфагена перевернул стратегическую ситуацию в Испании с ног на голову. Теперь Скипио мог перейти к стратегической обороне: ежели враги нападут на него, то в тылу у них будет база, с которой можно громить тылы, ежели нападут на крепость - можно будет громить их тылы армией, а ежели ничего делать не будут, то им придется возить припасы из Карфагена окружным путем, а иберийцы рано или поздно перебегут к римлянцам. Это доказали вожди двух больших племенных союзов - эдетан Эдекон и илергетов Индибилис и Мандониус - прибежавшие к проконсулу с миром, дружбою и жвачкою. Тут, правда, был нюанс - у Публия в заложниках остались их дочери, которых он не отпустил после взятия Нового Карфагена, как остальных, а предпочел "лично вернуть отцам при встрече". Посему, когда Здрбл Брк решил напасть на Новый Карфаген, войска эдетан и илергетов присоединились к римлянской армии. Сражение при Бекуле случилось весной 208 года. Карфагеняне располагали примерно 30 000 воинов, римлянцы и союзные им иберийцы - 40 000 человек. Скипио смог добиться перевеса, ибо снял матросов с кораблей, оставшихся в Таррако.



Испания в 210-206 годах (кликабельно)

Здрбл Брк устроил свой лагерь близ городка Бекула (Байлен). Он выбрал хорошую позицию - небольшое плато, защищенное обрывистыми краями с флангов и рекой с тыла. Оно состояло из двух террас - на верхней разместилась тяжелая пехота, на нижней легкая. Даже если бы Скипио сбил с позиции пращников и метателей, ему бы пришлось атаковать в лоб и вверх основные силы карфагенской армии. Однако Публиус снова проявил себя человеком думающим и ломающим шаблоны. Тогдашняя тактическая модель состояла в том, что первым эшелоном атаковала легкая пехота, стремившая победить такие же отряды противника, а потом метательным оружием нанести как можно больше вреда второму эшелону врага, состоявшему из тяжелой пехоты. Римлянцы именно так и поступили - героически взбежали на нижнюю террасу и прогнали оттуда неприятеля, принявшись пулять в построившееся для отражения удара когорт Скипио воинство Здрбл'а.

Однако Публиус поступил совершенно иначе - оставив в центре одну пуляющуюся "легкую мелочь", он всю свою ударную пехоту разделил на два отряда, свой и Лелиуса, которые должны были обойти плато справа и слева и вскарабкаться на него. Ибо не Альпы перед ними были, и проконсул верил, что найдет достаточно проходимый путь на вершину. Так и оказалось - первым взбежал наверх сам Скипио, за ним, с другой стороны, Леллиус, и они взяли основные силы карфагенян во фланги. Здрбл, поняв, что дело пахнет еще не изобретенным керосином, собрал казну, слонов и оставшиеся отряды, с которыми побег на север, к Пиренеям. Правда, на пути отступления оказались предварительно высланные Публиусом (этот молодой человек успевал подумать обо всем заранее) две когорты пехоты (примерно 1000 человек), которые многих убегавших побили и захватили. Совершенно недостоверные сведения о потерях (в античности других тупо не бывает) говорят о том, что карфагеняне потеряли убитыми и пленными две трети армии.



Битва при Бекуле

Некоторые "онтичные исторЕГи" (и даже сам Теодор Моммзен) упрекают Скипио, что он не кинулся преследовать убегавшего врага и дал ему возможность уйти, набрать новую армию и вторгнуться в Италию, в попытке соединиться со старшим братом - там его и побьет (и убьет) при Метавре консул Клавдиус Неро, тот самый, обманутый им же в 210 году (см. предыдущие серии). Однако Полибиус вполне разумно объяснил это - имея в тылу две вражеские армии, глуповато было бегать по всей Испании, рискуя нарваться на одну из них, а то и обе сразу у себя в тылу. Здрбл был побит и бежал, угроза базе в Новом Карфагене была ликвидирована, а ликующие иберийцы (проконсул снова отпустил всех пленных аборигенов без выкупа) валили к нему толпами. Эдекон и Индибилис провозгласили Корнелиуса царем (рексом) Иберии, но вьюнош скромно отказался, повелев называть себя только императором - сим словом тогда римлянские воины называли особо успешного и любимого ими полководца, в буквальном переводе "командующий". У римлянских республиканцев, особенно "сенатусов романусов", слово "царь" всегда вызывало повышенный баттхёрт, и глупо было раздражать их.

Среди пленных был обнаружен симпатичный негро-мальчик, который оказался принцем нумидийского царского рода - Массивой, племянником Масиниссы, убежавший "подраться в настоящем сражении" вопреки воле дяди. Нумидянин был отпущен с подарками и вежливым посланием к его дяде - таким образом Скипио "забросил удочку", на которую в будущем выловит крупную рыбу. В общем, снова тонкая дипломатия, неизвестно откуда взятая в человеке 27 лет от роду... А то, что Публиус оказался прав, не преследуя Здрбл'а, доказали Здрбл Гск и Мгн, явившиеся со своими армиями на место боя у Бекулы через несколько дней. Но ситуация уже изменилась - не решаясь на сражение, карфагенские полководцы отослали войско Мгн'а к Здрбл'у Брк'е в Галлию, чтобы он всё-таки что-нибудь привел на помощь старшему брату в Италию, а сами отступили в Гадес (Кадис), где еще могли рассчитывать на лояльность местных аборигенов и помощь с родины. Масиниссу же с 3000 нумидийских конников оставили вести партизанскую войну и грабить союзных Риму иберийцев. Мгн же отправился на Балеарские острова, чтобы набрать там новых наемников - в основном тамошних пращников, считавшихся лучшими в Средиземноморье.



Масинисса

Всё это позволило войскам Скипио отдохнуть и набраться сил. В 207 году из Карфагена прислали новое войско во главе с неким Хн'м (исчо один бещисленный карфагенянский Ганно[н]), и карфагенцы снова осмелели. Соединившись с Мгн'м Брк'ой и его балеарцами, он двинулся в незнамо куда (потому что античные историки настолько оборзели, что даже не удосужились написать), а Здрбл Гск передвинулся в Бетику, снова угрожая Новому Карфагену. Карфагеняне снова решили разыграть карту одновременного наступления в двух местах, которая позволила им выиграть в 210 году. Однако на сей раз условия были иными - Скипио имел точную информацию от многочисленных союзников-иберийцев и мог рассчитать время для нанесения удара. Тем удивительнее, что он сам не отправился нанести его, а послал своего заместителя Силануса с 10 000 пехоты и 500 кавалеристами. А император остался пристально наблюдать за армией Здрбл'а Гск'а.

Возможно, это был первый случай, когда молодой Публиус пронадеялся на удачу. Но точно сказать этого нельзя - о последующих событиях известно почти ничего. Я уже сказал, что с трудом угадывается год - "типа кагбэ" 207. Место не угадывается в принципе - "гдей-то". И вообще всё описание похоже на приключенческий роман - Силанус-де во главе измазанных черной краской легионеров-спецназовцев ночью напал на отдельно (?!) стоящий лагерь союзников карфагенян - кельтиберов, которые дрыхли без задних ног и все были перерезаны, кто не сбег... Ага, люди, чьим смыслом жизни была война и грабеж, и которые просто выросли на ночных налетах и резне, не выставили охраны! Не имеем ли мы дело с подлым предательством? Увы, источники молчат. Подбежавшие на помощь карфагеняны во главе с Хн'м... попали в плен. Мгн сбежал со всей конницей и 2000 пехоты в Гадес (то есть, всё-так это было "где-то недалеко от Гадеса" - но ХЗ, сколько дней бёг Мгн). Что ж, даже если Скипио в этот раз рискнул наудачу, Фортуна ему улыбнулась...

Онтичность, Африканус

Previous post Next post
Up