Ἰλιάς

Dec 17, 2020 14:59

Некропостинг о вечном...

Брося (именно брося, а не бросив) кучу непрочитанных книг, перечитываю "Илиаду". Конечно, виновато издание - формат "покет-минус", рыжая матерчатая обложка, папиросная, но отличная бумага... Оно побудило начать. Но продолжать, несмотря на порывы и позывы отвлечься, и даже недвусмысленные соблазны ("Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера" вопияет), - продолжать побуждает гений старика Гомера (Хомероса, как тиснуто корявыми золотыми греческими буквицами на обложке). Последний раз я ее перечитывал в детстве, давным-давно, так что "прелесть узнавания забытого" - в полный рост. Есть и совершенно новые ощущения. Например, я впервые ощутил восторг, читая "Список кораблей", я ждал его с нетерпением...

В общем, "сё манифик". "Илиада" - это гимн войне, поэма про войну, панегирик войне. Бесконечные "пал, и взгремели на падшем доспехи" и "меж персей жало исторгнув" создают атмосферу "кровавой эстетики". Поэтому "Илиаду" не умеют экранизировать - кино появилось уже тогда, когда общественная мораль твердо встала на рельсы пацифизма и гуманизма. И дабы сохранить категорию "12+" и домохозяек, создатели "Трои" или "Елен Троянских" идут на всевозможные ухищрения, они же, просто говоря, подлоги. То это история несчастной женщины Елены, то очередной поход "фридома" против "тирании", то вообще "костюмированное кино для школьников с кетчупом". Всё мимо. Хомерос не был гуманистом-пацифистом.

И еще, конечно, совсем провальная идея не показывать ни в одной экранизации богов. Это просто чушь. Вся интрига поэмы держится на том, что разозлившийся Ахиллес упросил мать умолить Зевса дать троянам покуражиться и поглумиться... нет, не над Агамемноном, а над своими товарищами и соратниками, которые даже не виноваты перед ним ни в чем (вот эту линию в "благородном" Ахиллесе никто почему-то не педалировал до сих пор, а ведь это придает "Илиаде" дополнительную кровожадность и жестокость). И Зевс "устраивает", по сути, всю интригу - вплоть до смерти Гектора.

Сентенции типа "восплачет старый отец по погибшему сыну" или "пал, утолив кровожадство, младым упокоясь" - всё, что можно притянуть за уши к "пацифизму и "гуманизму" - это как изюм в булке. Булочка с изюмом - это не изюм с булочкой. За изюмом - в "Одиссею", мудрый грек написал две великие поэмы - про войну и про мир (точнее, долгое, трудное и тяжелое возвращение к миру).

И еще. Война Хомероса - это война героев. "Человек толпы" возникает лишь раз, каркая устами Терсита, получает палкой по хребту и исчезает. Все схватки, убийства, монологи, крики и подвиги - деяния царей и аристократов. А описание сражения - это сменяющие друг друга сцены доблести одного героя. Быкоподобный Аякс, увертливый Одиссей, буйный Диомед, "олдскульный" Нестор, хладнокровный Идоменей и бурный Гектор - изымите их из поэмы, и не останется "Илиады". Просто не останется. Потому и еще одна причина провалов экранизации - общество ХХ века ненавидит героев, которые сильнее, умнее и благороднее окружающих. В наше время герои выживают лишь под личиной "герои - это простые парни, как мы". А если Ахиллес сильнее, быстрее, смертоноснее всех - он изгой. Потому что страх (потерять свое место в толпе) уже давно стал сильнее любви (к героям).

В общем, "Илиада" - это на самом деле "книга, которая учит плохому", как бы ее не пытались "пересказать для детей". А может, и не плохому, а чему-то тому, что не плохо, и не хорошо, ибо... цельно. "Прожизнь". Как-то так...



книжки

Previous post Next post
Up