Как стать изгоем
Любой разговор об истории Венгрии надо начинать с того, что ее отличает от всех соседей. Ибо как ни у какой иной европейской нации, многие проблемы в истории венгров были отражением их более ранней истории (такой вот тавтологический каламбур). Начнем с того, что венгры (ака мадьяры) - единственный в Восточной Европе не славянский народ (кроме румын, но у тех с государственностью вообще были вечные проблемы вплоть до конца XIX века), создавший сильное государство. И это всегда порождало проблемы в общении с теми же немцами, поляками, сербами, хорватами, словаками, украинцами и русскими - языковой, культурный и ментальный барьер, ощущение собственной исключительности и инородности одновременно.
Венгерское королевство на пике территориальной экспансии при Матьяше Корвине (кликабельно)
Да и "модус вивенди" венгров с самого начала был "недружелюбным и недобрососедским" - начиная с появления в Европе в IX веке в качестве "кочевых орд разбойников-огров" мадьяры, размножившиеся в плодородной Среднедунайской равнине, всегда претендовали на "региональное лидерство". Но увы - регион был "набит" этими "лидерами" под завязку - византийцы, поляки, чехи, сербы, болгары, немцы, русские, позднее турки-османы. И со всеми приходилось вести бесконечные войны "за гегемонию". Так что в итоге к XVI веку венграм удалось навязать свое "лидерство" только более мелким народам - хорватам, словакам и трансильванским немцам с румынами.
Тем не менее свое "15 минут славы" у средневекового Венгерского королевства были - при короле Матьяше Хунъяди Корвине (1458-1490) можно было даже говорить о гегемонии во всей Европе, ибо "черная армия" наводила ужас на всех соседей, даже на грозных османов, оттоптавшись по всем дорогам от Валахии до Силезии и от Польши до Италии. Однак увы - королевство постигла обычная судьба средневековых "лоскутных империй", зацикленных на персонах своих монархов - Корвин умер без наследника (незаконнорожденный Янош Корвин не обладал решительностью и харизмой, чтобы взять трон силой), и престол перешел к врагам - венгерские магнаты избрали Владислава II Ягеллона, короля Чехии, который стал королем Уласло II Ягелло. Ибо они (магнаты) восхотели откреститься от слишком сильного императора Максимилиана I фон Хабсбурга (который имел права на трон по договору с Матьяшем), да еще и получить Богемию "на халяву" под иго...
Янош II Жигмонд Заполья[и] - последний "венгерский король Венгрии"
В общем, закончилась сия авантюра тем, что сын Уласло II, король Лайош II (ака Людовик II) в 1526 году погиб в Битве при Мохаче супротив османов, а бОльшую часть королевства оккупировали турки, превратив в Будский пашалык. Остатки (Хорватия, Богемия и "лоскутные куски" Венгрии и Словакии) по праву наследования достались мужу старшей сестры погибшего, императору СРИГН Фердинанду I фон Хабсбургу. Правда, при поддержке османов мадьярская шляхта выдвинула "альтернативного короля" - этнического хорвата Яноша I Заполья[и], а затем его сына Яноша II Жигмонда, которые правили как вассалы Порты. Но "конкурентную борьбу" Хабсбургам они в итоге проиграли, отказавшись в 1571 году от короны и получив за это княжество Трансильвания.
Вот так на престоле Венгрии оказались австрийские Хабсбурги. В ходе длительных и кровопролитных войн, ставших основой венгерского "исторического фольклора" и излюбленной темой "романтических романистов" ("Звезды Эгера" - "ихнее всё"), в XVII и XVIII веках они отвоевали у турок "всё взад", а также сломили трансильванских князей, пытавшихся выступать в амплуа "венгерских реконкистадоров" (но как протестантам им с самого начала в католической стране многого не светило). Однако, естественно, никакого "национального возрождения" не случилось - для Хабсбургов Венгрия оставалась всего лишь "одной из жемчужин в короне", наряду с Богемией, империей или землями собственного домена, главной функцией которой было давать налоги, и поболее. Последней попыткой "освободить землю мадьярскую" от "ига лабанцев" (так звали наемников, сражавшихся на стороне Хабсбургов, слово стало синонимом коллаборациониста и "оккупанта") стало восстание "куруцев" ("крестоносцев") под руководством трансильванского князя Ференца II Ракоци в 1703-1711 годах, но "попытки сопротивления были подавлены".
Мария Терезия, "мачеха рОдная" для мадьяров
"Тирания ига" была юридически закреплена в 1687 году на сейме (собрании шляхты, имеющем законодательную силу) в Пожони, где под давлением императора Леопольда I были признаны наследственные права мужской линии Хабсбургов на венгерскую корону (до тех пор каждый раз устраивался спектакль с "избранием" короля). Впрочем, совсем скоро "иго" немного ослабло - во время Войны за австрийское наследство 1740-1748 годов императрице Марии Терезии потребовалась срочная помощь от лупцевавших австрийские рати поганых пруссаков и богоклятых французишек, а "требовать как король" она не решалась, ибо была всё-таки не мужским потомком Хабсбургов, а женским (хотя венгры и признали Прагматическую санкцию, по которой она и ее дети наследовали все владения отца Карла VI). Был созван сейм, на котором 23-летняя королева потрясала перед магнатами и делегатами своим младенцем-первенцем Йозефом (будущим Йозефом II), добившись в итоге сбора посполитого рушения, предоставившего короне 150 000 рекрутов. В благодарность за сие Мария Терезия всю жизнь венгров "любила и делала поблажки", фактически положив начало политике, приведшей столетие спустя к созданию "двуединой монархии".