Культовый жрец (начало)
Этого человека многие современники считали "на самом деле тем, кто дергает за все ниточки" и "тайным жид-масонским правителем Франции и отцом всея революции". И чем больше он старался "прикинуться ветшью" и забиться в темный угол, тем зловещее, мрачнее и могущественнее виделась сторонникам конспирологии эта таинственная фигура... Судьба всех манипуляторов - казаться больше, чем на самом деле.
Самая популярная во Франции карикатура о том, как работала система трех сословий
Сийесу не очень повезло с фамилией - почти как англо-ирландскому поэту Йейтсу, потому что "нюансы произношений" поселяют в исторических сочинениях таких персонажей, как Сьейес, Сиейес, Сьйес и т.п. Что поделать - лягушацкий язык иногда сворачивается в такие невообразимые трубочки, что только кремом их и наполнять... В общем, Эмманюэль Жозеф Сийес родился 3 мая 1748 года в городе Фрежюс на Лазурном берегу, возле самой границы Франции с тогдашним Сардинским королевством (графством Ницца). Его отец Оноре Сийес служил сборщиком налогов, имел жену Аннабель и, помимо Эмманюэля, еще четверых детей. Несмотря на "некоторых благородных предков", семья принадлежала к "третьему сословию" - так во Франции при "старом режиме" называли всех, кто быдло не был дворянином или священником, а потому имел почетную обязанность платить налоги. Для юного Сийеса это почему-то стало достаточно болезненной травмой, ибо "третье сословие" станет его "личным пунктиком", даже после того, как он "явочным порядком" переберется во второе. Потому что пятому ребеку не светило получить по наследству должность отца, и надо было думать, как его устраивать в жизни.
Вариантов, собственно, было немного - сам мальчик хотел пойти в солдаты, но слабое здоровье и истерики мамы Аннабель этот вариант забраковали. Оставалось либо учиться на юриста, либо на священника, причем, понятное дело, определяющим фактором было наличие "блата". В этом смысле судьба толкнула молодого Эмманюэля Жозефа к алтарю - в обмен на "некие услуги" генеральный викарий (заместитель епископа "по всем вопросам") Фрежюса пообещал помочь и пристроил вьюноша в парижскую семинарию при церкви Сен-Сюльпис. Науки отрок изучал целых 10 лет и показал себя одновременно прилежным и очень способным учеником, и злобным вольнодумцем, разделяющим идеи "новых философов". Впрочем, "протогуманитариям" Руссо или Вольтеру Сийес предпочитал труды "протоестественников" - "Энциклопедию", Локка, Кондильяка, Виктора Рикетти Мирабо (отца будущего вождя революции, писателя-физиократа), Тюрго и пр. В 1770 году Эмманюэль Жозеф получил степень бакалавра теологии, в 1774 году - лиценциата, а в 1772 году рукоположен в сан.
Виктор де Мирабо (кликабельно)
Согласно традициям того времени, всех молодых людей, ожидающих рукоположения, а также прошедших оное и ждущих свое первое назначение, называли аббатами. Стал аббатом и Сийес. А в 1775 году он получает первое назначение - секретарем епископа Трегье Жана-Батиста-Жозефа де Люберсака. В этой епархии Эмманюэль-Жозеф проделывает весь карьерный путь священника-чиновника вплоть до канцлера (юридического представителя епархии) и викария - заместителя епископа, исполняющего его обязанности "на земле". И помимо чисто религиозных и юридических вопросов приобретает и немалый административный опыт, ибо замещает епископа и в делах хозяйственных, и в работе штатов (местного представительного органа) провинции Бретань. В 1780 году Сийес переходит вслед за своим патроном де Люберсаком на аналогичную работу в епархии Шартра.
15 лет карьеры чиновника от церкви сформировали характер Сийеса - он поднаторел в интригах, в основном закулисных, научился обходиться вторыми ролями, дающими, тем не менее, доступ к реальным рычагам власти, а также усиленно скрывать свою роль, дабы не возбуждать нездоровых конкурентов. Правда, молодость - в 1789 году Эмманюэлю-Жозефу всего-то стукнул 41 год - спровоцировала большую вспышку тщеславия, и аббат излил-таки свой застарелый с детства идефикс - написал простым доступным народу языком брошюру "Что такое третье сословие?". В котором сформулировал "революционную программу" в стиле понятного даже кретину катехизиса: "Что такое третье сословие? Всё. Чем оно было до сих пор в политической жизни? Ничем. Чем оно хочет стать? Чем-нибудь". Основной вывод - дворяне есть паразиты-захребетники, и надо их поганой метлой заставлять плОтить налоги. Злобные эмигранты потом даже называли эту брошюру "главной причиной революции" - путая, естественно, кислую причину с пресным следствием...
Аббат Сийес
Сочинение мгновенно обрело такую популярность, что в том году могло бы соперничать с цитатником Мао "лучших времен". Сийес тут же был избран в разрешенные королем (для преодоления финансового кризиса и вызванной оным "полной жопы") Генеральные Штаты - собрание представителей трех сословий Франции, уполномоченных предлагать изменения в законы, причем от самого городу Парижу. Кстати, еще до выборов революционеры одержали свою первую победу - добились, чтобы представительство от третьего сословие было не равным представительствам от первых двух (по 100 человек от каждого из трех - "ведь справедливо же!"), а стало двойным. И вот от третьего-то сословия и выбрали аббата Сийеса (не от второго! это важно).
В Генеральных Штатах, а потом и сменивших его Национальном, а позже Учредительном собраниях, депутат Сийес занял привычную нишу молчаливого манипулятора. Выступал он редко и невзрачно - ораторский талант не входил в его перечень достоинств. Зато когда надо было составить важный и программный докУмент, типа "Декларации прав человека и гражданина", он был в первых рядах. Правда, колоссальную популярность и авторитет после брошюры он растерял, отчаянно борясь против отмены десятины и конфискации имущества церкви - 15 лет служения конгрегации сделали-таки его убежденным клерикалом (но не верующим - по убеждениям он был скорее атеистом-скептиком, либо агностиком). Однако в комиссию по разработке конституции его всё же включили, и там Сийес смог торпедировать проект Оноре Габриэля Мирабо о наделении короля правом абсолютного вето (то есть запрета любого решения собрания представителей).
Заседание Национального Конвента (тыц)
Как только Учредительное собрание приняло конституцию, оно самораспустилось и уступило место с 1 сентября 1791 года Законодательному собранию. Причем в порыве прекраснодушия с одной стороны, и ненависти к политическим противникам с другой, был принят закон о том, что депутаты "Учредиловки" не могут быть избраны в "Законодалку". Так одним махом почти всё поколение "первых революционеров" оказалось выброшенным из политической жизни, и ко власти пришли уже не конституционные монархисты (фейяны), а люди куда более радикальных взглядов - жирондисты и якобинцы.
"К счастью", Законодательное собрание не проработало и года - после восстания 10 августа 1792 года и свержения монархии во Франции единым махом устарела и монархическая конституция 1791 года, так что пришлось выбирать новый парламент - Национальный Конвент. Туда-то снова проскочил бывший аббат (после отмены сословных привилегий, десятины и конфискации церковных имуществ те священники, кто был связан с церковью только соображениями карьеры, "ушли в мир") Сийес, заняв вместе с коллегами места на скамейках 21 сентября 1792 года...