Из жизни Львов - 38

May 21, 2020 11:30

Время собирать камни

Бретонцы с самого своего начала как народа - не французы (многие из них до сих пор французов недолюбливают). В 814-913 годах Бретань вообще была отдельным королевством, потом ее правители довольствовались титулом герцога, но постоянно воевали с двумя соседними регионами - Нормандией и Анжу. Посему, когда в 1144 году граф Анжу Жоффруа V Плантагенет стал герцогом Нормандии, ненависть бретонцев к оной династии удвоилась. Но в 1166 году герцог Конан IV умер, оставив лишь дочь Констанцу де Пентьевр, которую Генрих II Плантагенет поспешил выдать за уже знакомого нам своего сына, ставшего герцогом Жоффруа II Бретонским. От этого брака в 1197 году (уже после смерти отца) родился герцог Артур I, по малолетству которого Бретанью управляла мать. А чтобы гордая бретонка не смотрела налево, Генрих II выдал ее насильно за Ранульфа де Мешена де Блондевиля, виконта д'Авранша и де Байё, графа Честера, Линкольна и Ричмонда (во французском произношении - Ришмона, ибо этот титул надолго закрепился в бретонском доме, юзавшись часто как фамилия).



Анжуйская империя в конце XII века, красно-оранжевая (тыц)

Второго мужа Констанца ненавидела и жила с ним раздельно. Дочерей Алиенору и Матильду у нее забрали и воспитывали при дворе Плантагенетов, но сына Артура мать растила сама в Бретани. При вступлении на престол Ричард не указал наследника - имевший больше прав Артур Бретонский был младенцем, а принц Жан - взрослым оболдуем, который без проблем смог бы наследовать трон, случись что со старшим братом. Так что вопрос о престолонаследии оставался открытым, нервируя бретонцев и Констанцу. Мятеж Жана давал им шансы укрепиться в статусе, а примирение братьев резко их понизило. Итого, бретонские феодалы решили поднять восстание и навсегда покончить с клятой анжуйщиной-нормандщиной. Однако опоздали - в январе 1196 года Ричард как раз заключил мир с Филиппом II, и смог обрушить на мятежную Бретань всю мощь, а также всю злость на коварных предателей - не осталось и собаки, которая лаяла бы королю вослед, как писал хронист.

Однако мятежные бароны выкрали 9-летнего Артура и доставили его в Париж. Филипп Август взял его под покровительство - в надежде, что тот подрастет и принесет ему присягу за герцогство, вырвав важное звено из анжуйской цепи. Такой фармазон король Англии воспринял как нарушение мирного договора и к июню 1196 года собрал армию, чтобы возобновить войну. Но тут оказалось, что король Франции тоже выучил домашнее задание - он сколотил сильную коалицию, притянув на свою сторону графа Булони Рено де Даммартена и нового графа Фландрии Бодуэна IX д'Эно (Балдуина фон Геннегау). Эти двое напали на Омаль, а когда Львиное Сердце попытался выручить город, то потерпел свое первое в карьере (да и, пожалуй, последнее) крупное поражение - Омаль сдался, а его гарнизон пришлось выкупить за 3000 франков. Сам Филипп II взял замок Нонанкур, а при осаде замка Гайон Ричард был ранен в ногу арбалетной стрелой.



Шато-Гайяр (цитадель)

Требовался срочный пересмотр стратегии, и король Англии решил действовать по двум направлениям. Во-первых, он создал мощный опорный пункт (он же склад всего самого нужного) на Сене (естественный путь подвоза припасов и подкреплений) близ границы с Францией - замок Шато-Гайяр (Замок Веселья), циклопическое сооружение с толстенными стенами и мощнейшим донжоном, для правильной осады которого по тем временам надо было убить месяцы и тонны средств. Замок был готов к лету 1197 года, стоил 11 500 фунтов (огромное состояние по тем временам) и стал любимым детищем и резиденцией Ричарда.

Во-вторых, Львиное Сердце решил уже поюзать дипломатию, чтобы оторвать от Филиппа Августа его сильных союзников - графов Тулузы и Фландрии (юг и север). Старый враг Плантагенетов Раймунд V (VII) Тулузский умер в декабре 1194 года, и титул перешел к его сыну Раймунду VI (VIII). Который был как раз в 1196 году разведен со своей третьей женой, Бургонь де Лузиньян (граф оказался редкостным бабником и самцом - это был уже второй развод за три года, а всего он умудриться сменить 6 жен). И Ричард сумел сладить его брак со своей сестрой Жанной, вдовой Вильгельма II Сицилийского, участвовавшей в крестовом походе. Бывшее враждебное графство превратилось в сильного союзника, и это было особенно важно потому, что Ричард решил развестись с Беренгарией Наваррской - их брак, несмотря на периодические попытки, оставался бесплодным. Хотя это вряд ли бы понравилось королям Наварры, и развод пока решено было отложить до более благоприятных времен...



Бодуэн IX д'Эно

Ну а графа Фландрии взяли за традиционную жилу англо-фламандских отношений - торговлю. Введенное Ричардом эмбарго к лету 1197 года поставило тамошних купцов на колени, и граф Бодуэн приполз, виляя хвостом. Тем паче что у него была своя причина сраться с Филиппом - тот зажал графство Артуа, бывшее приданное его первой жены Изабеллы д'Эно, и не возвращал, несмотря на ее смерть еще в 1190 году. Так что Бодуэн и Ричард заключили союз, поклявшись не подписывать мира с Филиппом без согласия друг друга. Ну а с оставшимся в гордом одиночестве Рено де Даммартеном Ричард расправился просто - налетел, разграбил и "куротил" его порт Сен-Валери. Теперь можно было возвращаться к войне с главным геморроем - Филиппом Августом...

Корлеонис

Previous post Next post
Up