Под сенью Гваделупской девы
Волшебное решение про ежедневную зарплату согнало к Идальго и примкнувшему к нему уже "вторым номером" Игнасио де Альенде (с ротой драгун из полка Королевы) сразу несколько тысяч "соратников" - в основном индейцев, "кастос" и креольскую бедноту, ибо одним обещали отмену трибуто, другим гражданские права, а третьи просто соблазнялись возможностью "подзашибить деньгу" и "экспроприировать экспроприаторов". Из Долорес повстанцы двинулись в Атотонилко, где из церкви была изъята местная святыня - хоругвь (горизонтально закрепленный штандарт) Девы Гваделупской (святой Марии де Гваделупе - знаменитой иконы, на которой мать Христа изображена индеанкой, религиозного символа Мексики), который решено было сделать знаменем повстанцев.
Знамя Девы Гваделупской
В Селайо к армии Идальго присоединились шахтеры (всё не уголь в шахте рубать, к тому же плОтят по четыре реала в день!), разогнавшие охрану рудников. В этом городе решено было "завести всё, как у людей", и потому 21 сентября 1810 года Идальго провозгласили генерал-капитаном Америки, а Альенде стал его генерал-лейтенантом (заместителем). После чего решено было двинуться на Гуанахуато - столицу одноименного интендантства. По пути индейцы и босяки грабили асьенды и государственные присутственные места, что не сильно нравилось зажиточным креолам и породило первые трения между Идальго и Альенде.
28 сентября 1810 года банды Идальго подошли к Гуанахуато - сами они настаивали, что их было 50 000 человек, более осторожные оценки историков говорят (робко) о 14 000. Многие жители предпочли покинуть город, а 2500 солдат, чиновников и зажиточных жителей во главе с интендантом (наместником провинции - интендантства) Хуаном Антонио Рианьо и Барсеной заперлись в каменном зернохранилище на окраине города - АлОндига де ГранадИтас. Беда была в том, что его строили в 1800 году при активном участии Идальго, помогавшего Рианьо советами, так что "генерал-капитан" прекрасно знал его архитектуру. Штурм длился два часа, интендант и еще около 200 человек погибли, остальные капитулировали. Повстанцы потеряли примерно 3000 человек.
Штурм Алондига де Гранадитас
Из Гуанахуато Идальго двинул свои банды на Вальядолид. Более мелкие отряды разлетались по окрестностям, и 6-9 октября 1810 года одна из них, около 3000 человек, была разбита 600 роялистами под командой саргенте майора (просто майора) Бернардо Тельо в городе Пуэрто-де-Карроса. А в Мехико вице-король Венегас выпускал прокламации, в которых потрясал кнутами и пряниками - за головы Идальго и Альенде была назначена награда в 10 000 песо, а бригадир Феликс Мария Кальеха дель Рей Брудер Лосада Кампанья и Монтеро де Эспиноса назначался командующим силами, призванными подавить восстание.
Роялисты стягивались в Мехико и в Керетаро, куда, как думали, мятежники нанесут первый удар, а индейцам и "кастос" обещали отменить подушную подать-трибуто и раздать каждому по куску земли (жалкие подражатели). Бывший приятель Идальго, епископ Мичоакана Мануэль Абад и Кейпо, объявил повстанцев "аццкой сотоной", "слугами Антихриста" и "агентами Буонапарте", по какому случаю предал всех анафеме и отлучил от церкви. Сами же "аццкие сотоны" 17 октября 1810 года подошли к уже беззащитному Вальядолиду и без сопротивления вошли в город. По такому случаю, воодушевившись "бесконечными победами", Идальго произвелсебя в генералиссимусы Америки, а Альенде занял "освободившееся место" генерал-капитана.
Походы Мигеля де Идальго в 1810-1811 годах (тыц)
После чего было решено пойти на Мехико - 30 октября 1810 года повстанцы встретили у Монте-де-лас-Крусас отряд подполковника Торкуато Трухильо. Историки до сих пор борються с патриотизмом и здравым смыслом - одни настаивают, что повстанцев было 80 000 человек, другие что 60 000 (видимо, и те, и другие приписывают к цифрам "около ноля"), а силы Трухильо у них составляют то 1700 человек, то 2500, то 7000... "Короче, много" (с) Альенде разработал план сражения, который был довольно прост - первое толпище нападает и сдерживает, второе обходит с фланга и тыла. Небольшие силы Трухильо были раздавлены - от 1000 до 2500 убитых и раненых и быстрое бегство роялистов. Повстанцы потеряли от 3000 до 5000 человек убитыми и ранеными. В этом сражении впервые появился "на фронтах революции" молодой лейтенант Агустин Косме Дамиан де Итурбиде и Арамбуру - он командовал одной из роялистских рот, которой удалось утечь в Мехико.