Орел, змея и кактус: Война за независимость Мексики - 3

Apr 21, 2020 00:21

Рыцари, плащи и кинжалы

Идея независимости Мексики, выпущенная, аки джинн из бутылки, на свободу, принялась витать в воздухе и смущать неокрепшие умы. Сторонники "расширения самоуправления" организовали тайный квазимасонский орден "Рыцари разума", "опутавший щупальцами" многие города Новой Испании и "унавоживавший почву" для всех последующих "либеральных поползновений". В сентябре 1809 года некоторые наиболее горячие головы из числа обитавших в большом городе Вальядолиде (ныне Морелия в штате Мичоакан) креолов - офицеры, приходские священники, лавочники - составили заговор. "Мраксистские" историки в СССР на голубом глазу утверждали, что их целью было "свержение колониального прижима", однако же на самом деле так далеко планы заговорщиков не простирались - они всего лишь хотели собрать Совет Мексики из представителей от всех городов Новой Испании, который бы от имени короля Фердинанда VII осуществлял в колонии верховную законодательную власть.



Вице-король Венегас

Во главе заговора стоял армейский (из колониально-туземной Армии Новой Испании) теньенте (лейтенант) Хосе Мариано де Мичилена. Конспираторы готовили восстание на 21 декабря 1809 года, посылая эмиссаров в другие города и гарнизоны, а также рассчитывая привлечь на свою сторону "для массовки" индейцев и "кастос" - потому и обещали им отменить ненавистную подушную подать трибуто и уравнять в некоторых правах с белыми. Как водится, выдал их намерение властям один не очень надежный "кадр из своих", священник Вальядолидского собора Франсиско де ла Конча. Всех причастных к намечающемуся выступлению арестовали, но, честно говоря, не знали, что с ними делать - противостояние еще не достигло апогея, кровь пока не пролилась, и власти не были готовы к "расстрелам у каждого фонаря". По приказу вице-короля Лисаны их всех попросту отпустили какое-то время спустя.

Тем временем из других колоний доносились странные слухи - в вице-королевствах Рио-де-Ла-Плата (будущая Аргентина), Новая Гранада, в генерал-капитанствах Венесуэла и Чили какие-то "патриоты" начали борьбу за независимость от "исторической родины". Кульминацией всех этих "безобразий" в Новой Испании стала отставка епископа Франсиско де Лисаны 8 мая 1810 года с поста вице-короля - "идите вы все на фиг, я устал, я мухожух!". Новой Испании требовался легитимный руководитель, который бы не зависел от "местных элит" и мог "твердой рукой навести порядок".



Полковник Альенде

Регентский совет в Кадисе решил, что как раз самая пора брать отбившегося от стада мексиканского быка за рога и вести обратно в стойло - и назначил вместо "всех этих самозванцев" вице-королем генерал-лейтенанта Франсиско Хавьера Венегаса де Сааведра и Родригеса де Аренсана (он как раз зимой 1809 года профукал сражение при Уклесе, был поперт с армии и оставался "абсолютно свободен" - см. сериЯл "Испанская зараза"). 28 августа 1810 года он прибыл в Веракрус, а 14 сентября официально вступил в должность в Мехико. А креолам и даже "кастос" было обещано, что их правами займутся созванные в Кадисе кортесы, которые "что-нибудь такое пропишут в новой конституции"...

Естественно, что отпущенные на волю участники заговора в Вальядолиде тут же "заплели новые сети". Очередной "эль конспирасьон" появился в городе Сантъяго-де-Керетаро, его "замутили" "экс-вальядолидцы" Игнасио Хосе де Альенде и Унсага, командир драгунского полка Королевы, и Хосе Мариано де Абасоло, капитан того же полка. Они собирали единомышленников в доме коррехидора (мэра) города Мигеля Рамона Себастьяна Домингеса Алемана и его жены Хосефы Ортис де Домингес, также активной участницы "посиделок", получившей "в патриотической литературе" прозвище Ла Коррехидора ("Градоначальница").


 

Капитан Абасоло и Ла Коррехидора

Вооруженное восстание планировалось на 1 октября 1810 года. Однако и на сей раз в рядах "борцов за свободы" оказались предатели, причем сразу несколько. Новому вице-королю донесли о заговоре, и он повелел "расследовать, арестовать и наказать" с криками "я вам не епископ!". "Силы охраны правопорядка" налетели на Сантъяго-де-Керетаро, кого похватали, кого заставили "бежать в пампасы". Ла Коррехидора перед тем, как ее саму посадили под арест, успела послать известие про "всё пропало, всех вяжут!" одному из "активистов движения", приходскому священнику в городке Долорес...

Мехиканцы

Previous post Next post
Up