Валлоны - это, в некотором роде, народ довольно трудноуловимый. Потому что, в отличие от фламандцев, это те бельгийцы, кто... говорит по-французски (точнее, на своем диалекте оного языка - валлонском). Но не те фламандцы, которые в XIX веке тоже заговорили по-французски - это франкофоны, и Брюссель вертеп их. А Валлония - это пять южных провинций, Валлонский Брабант, Льеж, Намюр, Валлонский Люксембург и Эно.
1. Полководец. На самом деле при жизни эпитет "великий и ужасный" приклеивается мало к кому, ибо трудно так сильно напугать уже своих современников. Однако можно - у графа Йоханна т'Серкласа фон Тилли, уроженца Брабанта, получилось. И потому, что в Тридцатилетнюю войну водил полчища Католической лиги, побияя всяких протестантов, и потому, что солдаты его при этом женевских конвенций не соблюдали. Побил его только Густав II Адольф Шведский, но там, если приглядеться, была-таки толика искусной ловкости рук...
2. Политик. Когда огромная куча гопников со всей просвещенной Эуропы наелась грибов и жаждет дойти пешком до Палестины, чтобы перебить там всех мусульман, обижающих Гроб Господен, что самое главное в перечне задач того, кого выбрали ими управлять? Правильно - хоть кого-то довести в "рабочем состоянии" до места, это любой прораб знает. Потому что грибы рано или поздно отпускают - и всяко раньше, чем пешком до Палестины... Так что граф Годфруа де Буйон, он же герцог Нижней Лотарингии и Защитник Гроба Господня, совершил во время 1-го крестового похода, своего рода административный подвиг.
3. "Про заек". Как у всякого народа, говорящего на не своем языке, у валлонов траблы с великой литературой - легче же прочитать чужой шедевр, чем написать собственный. Но иногда и на чужом языке валлону есть что сказать. Как, например, до сих пор еще всемирно известному автору "дюдюктивов" про комиссара Мегрэ - Жоржу Жозефу Кристиану Сименону. Потому что родился и вырос он в Льеже.
4. Поэт. Таки владение французским помогало валлонам с карьерой - всегда можно было уехать во Францию и зарабатывать свой кусок масла на хлеб там. Как это сделал еще в XVI веке Жан Лемер де Бельж из Эно - зарабатывал при дворах разных вельмож, а "для души" писал стихи, исторические хроники и трактаты, развивая на самом-то деле еще весьма неразвитую французскую поэзию.
5. Художник. Вот рисовать можно и без знания французского - хотя всемирно известный художник-сюрреалист Рене Франсуа Гилен Магритт его, конечно, знал, ибо родился в Эно. Зато умудрился сделать то, чего не смогли миллионы французов - вложить в мировое изобразительное искусство такой вклад, что ощущается его влияние до сих пор.
6. Композитор. Легко быть композитором в XXI веке - иди в консерваториум, учись. А в XV веке еще никаких консерваториумов не было. И бахов, и бебховенов - ничего не было. Всё приходилось сочинять "в первый раз". Так что жившему и трудившемуся в Монсе и Лилле Жилю де Беншу[а] трудно было прославиться. Но ему таки удалось...
7. Артист. А вот лицедействовать валлонам явно как-то западло... Вот и приходится искать для вас, полудрагоценные мои, такую экзотику, как самый известный в США и мире блюзовый фисгармонист (игрун губами на гармонике для них же). Пьер Лакок родился в Иерусалиме, но в семье валлонов, которые потом вернулись в Бельгию, но имя и карьеру таки сделал себе за океаном (ну, на самом-то деле, кого в Брюсселе возбудят блюзы на губной гармошки?), куда его отец переехал преподавать в Чикагской духовной семинарии.
8. Женщина. Кто хотя бы в недалеком прошлом еще следил за профессиональным теннисом, тому не надо представлять валлонку из Льежа Жюстин Энен. Которая была и первой ракеткой мира, и семикратной победительницей турниров БШ в одиночке (а не каких-то там парах и микстах) и 45 турниров ВТА. В общем, с кем не сравнивай - не стыдно, Жюстин сама из тех, с кем сравнивать надо...