Битва за нейтралитет
Под конец своей жизни и карьеры (о которых он, по понятным причинам, и не подозревал) Павел I, как известно, перешел на "сторону тьмы" - заключил союз с Аполионом, послал казаков на верную смерть в Индию (на самом деле очень хитрый ход - сразу избавлял страну без особых волнений от самого крупного геморройного реликта времен "смутной вольницы") и "вынашивал планы всякие нехорошие" по поводу Великобритании. Так что для англичан расклад менялся радикально - вместо войны с французами отдельно и бухтящей что-то там на Балтике о своих правах Лиге нейтральных государств отдельно, вырисовывалась перспектива "слияния в едином порыве" Франции и России с Данией, Швецией и Пруссией. А это с французским, испанским и голландским флотом уже была такая сила, от которой на море даже у Ройял Нави могли пойти мурашки по всему дубовому корпусу. Так что правительство и Адмиралтейство приняли решение нанести "молниеносный превентивный" удар по "нейтралам".
Хорэйшо Нельсон и Хайд Паркер - хороший и плохой адмиралы, посланные на Копенгаген
А датское королевство вообще оказалась в безвыходной ситуации. Если выходить из Лиги - на него с моря двинутся русско-шведские армады, справиться с которыми в одиночку будет никак нельзя. Но даже если чисто теоретически попросить помощи, например, у британцев, то оставалась еще и суша - на которой "дер-альте-фрицевская" армия Пруссии на "айн-цвай-драй" выносила отважную, но очень компактную датскую армию. В общем, никаких перспектив, кроме как насмерть биться с британцами и надеяться на чудо, не было. И надо сказать, что шансы на то, что "всё еще обойдется", были даже больше, чем датчане могли надеяться. Потому что во главе эскадры из 20 линкоров, 5 фрегатов и 23 других судов, отплывшей 12 марта для "принуждения к миру" Лиги нейтралов, был поставлен "не тот человек" - адмирал Хайд Паркер.
Который вообще в море выходить не хотел, ибо в свои 61 год женился на 18-летней девице и не видел никаких резонов, чтобы переться хрен знает куда и что-то там предпринимать - предпринимать вообще было не в характере Паркера. Видимо, это не было всё-таки тайной для лордов Адмиралтейства, и вторым по команде к Паркеру "довесили" вице-адмирала Хорэйшо Нельсона, героя Абукирского сражения, у которого предприимчивости и энергии было хоть задом кушай - он, например, вообще хотел проскочить Каттегат и Зунд, наплевав на шведов и датчан, и сразу "поразить зверя в его логовище", атаковав Ревель и Кронштадт. Но в ходе дискуссий с Паркером рашили всё-таки начать с Дании (чтобы уж хоть с чего-то начать).
Коммодор Олферт Фишер, руководитель обороны Копенгагенского рейда в 1801 году
Шведы из Карлскруны не могли прийти на помощь датчанам из-за противных ветров, дувших в это время года, русские гавани в Ревеле и Кронштадте вообще еще не освободились ото льда, а у пруссаков флота никода и не было. Ожидалась "легкая победа". Тем не менее, Паркер "выложил козу", отказавшись идти в атаку всеми силами - Нельсон получил всего 12 линкоров, 5 фрегатов и 13 "иных судов". А с остальными силами сэр Хайд решил "прогуливаться в сторонке", наблюдая, "как оно пойдет", чтобы "в случае чего всех спасти". Датчане "предусмотрительно" укрыли лучшие силы своего ВМФ - 14 новых линкоров и другие суда - в защищенной гавани.
На рейде Копенгагена под командой коммодора Ольферта Фишера остались 7 старых линкоров, превращенные в плавучие батареи, 10 других судов (блокшивов - то бишь тоже плавучих батарей), а также проход прикрывал форт Трекрунур - 68 орудий, то есть два бортовых залпа стандартного линкора той поры. Причем это было на главном рейде - с севера город прикрывал отряд коммодора Билле, 17 судов и береговая батарея. И парадокс (она же "гримаса судьбы") в том, что будь на поле боя те самые 14 новых линкоров, Нельсону с его 12-ю ничего бы не удалось добиться, даже если бы вдруг небо упало на землю и ему пришел на помощь Паркер... Но человеки - они всегда всего лишь предполагают. А может, всё намного проще - на рейде Копенгагена места-то уже и не было, а сражаться с англичанами в открытом море уж точно никто бы не решился.
Форт Трекрунур - "морской ключ" к Копенгагену (кликабельно)
На плавучих батареях и блокшивах, к слову, не хватало людей - экипажи старых были списаны и расформированы, посему командование обороны бросило среди копенгагенцев клич, призывая добровольцев за вознаграждение "защитить отечество", и многие воодушевленные (а также кое-кто из жадных) горожане откликнулись, встав к орудиям. Согласно "городскому фольклору", от вековечного сна проснулся даже богатырь-покровитель страны - Холгер Данске (Ожье Датчанин), которого в день боя многие видели в пороховом дыму у пушек "ну вот как тебя сейчас". Однако дилетантизм и отсутствие опыта большинства защитников Копенгагена в конце концов сыграли "решающую" роль в бою, которые англичане называют сражением у Копенгагена, а датчане - Битвой на рейде...