Кардинал ел апельсин...
Итак, вместо мира с Испанией генерал-капитан (он же адмирал-капитан) предложил Республике Объединенных Провинций подновить истекший в 1627 году союз с Францией. В этой стране конъюнктура уже давно поменялась со дня смерти Генриха IV и регенства Марии Медичи. Вся власть теперь принадлежала первому министру Арману Жану дю Плесси, герцогу де Фронзаку, епископу Люсона, в более широких кругах известному по-простому как кардинал де Ришельё. Сей князь, хоть и католической церкви, был самым циничным прагматиком своего времени, и заключил бы союз с сатаной, если бы сие принесло выгоды Франции. А уж тем более с голландцами против испанцев и австрийцев, с которыми галльские воинства уже вовсю бились на полях сражений Тридцатилетней войны (Семи Провинциям она была незаметна, ибо у них еще Восьмидесятилетняя с теми же самыми персонажами как бы не кончалась). Правда, с 1628 года были у кардинала с принцем недоразумения по поводу княжества Оранж - один присланный из Провинций наместник тайно перешел в католичество, другие таинственно погибали, а французы всё хотели и хотели наложить на него лапу... Однако к 8 февраля 1635 года недоразумения были улажены, и между Францией и Семью Провинциями был подписан новый союзный договор.
Он ведь не то кардинал, а не то... первый министр
С заключением нового союза у Фредерика Хендрика появился и прекрасный повод отделатся от пенсионария Голландии и лидера мирно-арминианской партии Адриана Паува - его заслали послом во Францию, а на его место выбрали Якоба Катса, который поэтом был куда лучшим, чем политиком, хотя и в политике смог прославиться - в основном честностью и беспристрастностью, что встречалось в Семи Провинциях примерно так же редко, как везде и всегда. Французы выставили по условиям договора 25 000 пехотинцев и 5000 солдат, с которыми Фредерик Хендрик в качестве генерала 10 июня 1635 года взял крепость Тинен (Тирлемон), после чего на пути к Брюсселю лежал только Лёвен, который и был обложен.
Но французы из-за неплатежей стали разбегаться, и их осталось только 19 000, голодных, злобных и без припасов. К тому же проклятый блудливый Новый Вавилон прислал из Испании нового хорошего полководца - кардинала-инфанта (брата короля Филиппа IV) Фердинанда Австрийского, каковой захватил важную крепость Шенкеншанц, так что принцу Оранскому пришлось снять осаду с Лёвена и идти отбивать Шенкеншанц, что и было сделано в апреле 1636 года, потому что австрийцы не прислали кардиналу-инфанту обещанных подкреплений. Одновременно с этим пришлось снова решать проблему с дюнкеркскими каперами, против которых был послан лейтенант-адмирал Филипс ван Дорп, каковой с треском провалился, и пришлось его заменять на Мартена Тромпа, который наконец-то оказался военно-морским гением и начал гонять испанцев по Северному морю, в итоге выгнав всех и торжественно приколотив к мачте метлу - мол, я их всех подмел подчистую...
Якоб Катс - мало что честный, еще и поэт
В 1637 году Фредерик Хендрик уперся руками, ногами и рогами и сказал - только Бреда! С июля по октябрь голландцы под нее упорно подкапывались и засыпали ядрами, пока, наконец, крепость не капитулировала. Спинола и Веласкес перевернулись (первый в гробу, второй в постелях), а голландцы торжествовали и даже станцевали бы, если бы протестантский бог разрешал такое блудливище и срамоту, как танцы. Но они всё же так радовались, что решили - войне и так конец, фигли тратить на нее денег, да и арминиане снова в Голландии расплодились.
Так что Фредерику Хендрику стало всё труднее выбивать средства на дальнейшую войну. Его идеей-фикс было вернуть Антверпен, но золотого запасу не хватало. В 1638 году попытались, но тут на пути встал кардинал Фердинанд и побил Фредерика Хендрика в битве у Калло. А Тромп тем временем побиял испанцев у Даунса в 1639 году, а потом французы добили всё, что осталось на суше, в битве при Рокруа в 1643 году (ну, баталия с самого начала была нечестной, судья продажный казёль у французов Великий Конде, а у испанцев даже кардинал-инфант уже умер). Хотя когда генерал-капитан сунулся еще раз в Антверпен в 1646 году, он снова получил по щам.
Кардинал-инфант, полководец в сутане
Да тут еще этот конфликт с родней - в 1640 году умер его двоюродный племянник Хендрик Казимир ван Нассау-Диц, бывший статхаудером Фрисландии, Гронингена и Дренте, и правление хотели было передать его брату, Виллему Фредрику ван Нассау-Диц, но принц Оранский взбрыкнул и сам захотел для себя губернаторство во Фрисландии. Однако провинциальные штаты показали тропический плод фигового дерева и избрали таки статхаудером Виллема Фредрика, за что обидевшийся принц не взял двоюродного племянника в армию.
Нарушилась славная традиция династии, составлявшей полководческие дуэты Морица Оранского и Виллема Лодевейка Нассау-Диц и Фредерика Хендрика с Эрнстом Казимиром Нассау-Диц. Ну и, наконец, в 1646 году страдавший уже долгое время от подагры принц перенес инсульт, и 14 марта 1647 года скончался. К тому времени в Мюнстере уже год как шли переговоры, которые должны были наконец закончить Восьмидесятилетнюю войну в 1648 году - не дотянул последний великий полководец из династии Оранских всего ничего...