Карающий меч Гедеона революции
Итак, кузены-статхаудеры Фредерик Хендрик ван Оранье и Эрнст Казимир Нассау-Диц, прямо как Мориц и Виллем Лодевейк во времена оны (10 лет), собрали армию и начали подкрадываться к испанским крепостям, "чтобы с боем взять". Первой их жертвой пал в 1627 году Грунло - единственный крупный город, еще остававшийся в руках Хабсбургов в северных Нидерландах. Имперский командир Хайнрих фон дер Берг скрежетал зубами, не имея людей и денег, и уже начал задумываться о том, не податься ли ему в Хендрики ван ден Берги - ведь его мама Мария фон Нассау была как бы тетка Фредерику Хендрику ван Оранье, и они как бы получались кузены.
Пит Хейн, джентльмен серебряной удачи
В следующем году господь сжалился над своими воинствами праведными и послал на испанцев Войну за мантуанское наследство, на которую им пришлось услать и "многовойск", и, что самое печальное, Спинолу, который от резкой перемены климата взял и умер в 1630 году. А в 1628 году капер (для Семи Провинций) и гнусный пират (для Испании) Пит Хейн захватил Серебряный флот и пригнал его со всем серебром на родину. Было много денег и всяких празднований с фейерверками. А самое главное, нашлись средства для организации в следующем 1629 году нападения на Хертогенбос - голландские воинства света с гиканьем и свистом ринулись на большой город и важную крепость "в самой печенке" у Семи Провинций, каковой после 4,5 месяцев осады и сдался принцу Оранскому
Несмотря на настойчивые просьбы Фредерика Хендрика, Генеральные Штаты яростно запретили в захваченном Хертогенбосе католицизм и предложили всем, кто не хочет очистить себя от блудливого паганства святым переходом в истиную веру, иттить на пенис. Испанский король Филипп IV впал от таких бессовестных фармазонов в черную тоску и скрежетал зубами. А Генеральные Штаты начали спорить друг с другом по поводу того, чего они на самом деле хотят - очередного перемирия, предложенного испанцами, или победоносные походы во Фландрию. Весь 1630 год прошел в спорах, и так ничего путного и не содеяли. А в 1631 году решили разинуть рот на всю ширину губ - пойтить либо на Дюнкерк, либо на Брюгге.
Предавец католических родин Хендрик ван ден Берг
Остановились на первом варианте по тем же самым причинам, по которым засылали туда Морица 31 год назад - чтобы поймать за жопы и повесить на крюках всех тамошних каперов с корсарами и приватирами. Получилось едва не так же, как тогда - большая армия испанцев подошла на помощь городу, и генерал-капитан стал ругаться с комиссарами Штатов по поводу - давать битву, или нет. Дошло до вытягивания длинной и короткой соломины, и судьба решила отступить без боя. В следующем 1632 году сам Фредерик Хендрик вдруг замахнулся зубами на кусок не по щам - Антверпен.
Ему резонно возразили и показали - вон, кузен твой уже совсем решился пойти в Хендрики ван ден Берги и предлагает свое ренегатсво как помощь в походе на Брабант. Это оказался просто какой-то триумфальный марш - крепости сдавались одна за другой, в итоге - капитулировал Маастрихт. А в следующем году была взята сильная крепость Рейнберг. Ну а ван ден Берг превратился в крупную государственную шишку в Республика Объединенных Провинций и стал комендантом важнейшей крепости Берген-ап-Зом. Омрачила такой фонтан радостей и ништяков лишь смерть Эрнста Казимира Нассау-Дица, правой руки генерал-капитана.
Голландский пенсионарий Адриан Паув, человек против войны
Но наслаждаться Фредерику Хендрику триумфами, сливками и пенками не давали проклятые арминиане. В отличие от принца и контрремонстрантов (они же гормаристы), эти отщепенцы истинной веры совсем не настаивали на "войне до победного конца!", агитируя за заключение мира с испанцами. И послать их в пешее вооруженное путешествие на отвоевание Антверпена или Брюсселя было никак нельзя, поскольку они сохраняли большиство в штатах Голландии и контролировали, таким образом, 68% госбюджета. У них даже появился свой вождь и отец родной, пенсионарий провинции Голландия Адриан Паув. Кое-как, с помощью гнусных интриг и коварного коварства принцу Оранскому удалось перетянуть на свою сторону Утрехт, Гелдерн и Оверэйсел, и обсуждение перемирия и мира в Генеральных Штатах было заблокировано. Но лично на Паува Фредерик Хендрик затаил недобро...