Нету снега - есть лишь негус - 2

Feb 24, 2020 00:31

Феодализм с африканским лицом

Эфиопское государство к началу XVII века переживало "самый натуральный" период "начала борьбы с феодальной раздробленностью", естественно, с "неповторимым эфиопским лицом". Страна была разделена и этнически - галла (оромо) имели своих князей, на которых негусы то ходили постоянной войной, то пытались опереться в борьбе с другими внутренними врагами, и религиозно - фалаша всё еще оставались сильным и практически независимым княжеством. К тому же остро стояла проблема сбора налогов - почти каждый уважающий себя крупный феодал считал своим долгом прикарманивать львиную долю собираемого и отправлять ко двору "что останется".



Негусы боролись с "этой тенденцией" двумя способами. Во-первых, в те места, где не было опасности столкнуться с очень уж крупным воинством тутошнего князька, "царь царей" ездил собирать дань лично - так что бОльшую часть времени двор проводил в путешествии от полюдья к полюдью. Во-вторых, не в меру оборзевших местных "авторитетов" можно было лишить постов с конфискацией имущества. Сложилась даже традиция шум шир - каждый новый негус отстранял всех правителей (шумов) областей и назначал заново тех, кто ему был "не противен" (и исключительно небезвозмездно)...

Но с последним пунктом была большая загвоздка - в стране развелось за время смут и войн слишком много "неотчуждаемых" титулов, узурпированных племенными вождями. Например, бахыр нэгаш - правитель севера, побережья Красного моря, через которое текли в страну все блага заморской торговли. Или его ближайший помощник акацэн - правитель области Сэрае. Или кэнтиба - наместники некоторых крупных поселений. Ну и "до кучи" многие большие монастыри имели владения, которые предыдущие не в меру богобоязненные негусы освободили от налогов и (или) государственных повинностей. Всё это вело к стандартно-знакомой ситуации - пока высшая знать "гуляла в саду прекрасном Фонтенбло, то, что крестьянин (налоги на которого вынуждены были поднимать - он же не бахыр нэгаш, никуда не денется) голодал, ее совершенно не интересовалО". В отличие от негуса - ибо в стране впервые в е истории начались восстания, поднимаемые не очередным племенных князьком, а недовольными "ширнармассами".



Усугублял ситуацию и раскол в эфиопской церкви. В XVI веке в страну проникли португальцы, а с ними - католические миссионеры. С одной стороны, они помогли победить страшного Граня и полчища мусульман. С другой - проповедовали католицизм и склоняли к унии с Римом. Эфиопское духовенство разделилось на две группировки. Одна, во главе с назначаемым Коптской церковью митрополитом-абунэ, заняла "жестко-охранительную позицию" и была поддержана в провинциях Годжам и Тигре. Вторая, "гнило-либеральная", выступившая за уступки и "мягкую линию", группировалась в провинции Шоа вокруг настоятеля одного из самых авторитетных монастырей (и центра целого монастырского ордена по всей стране) - ычегэ. Сложность была в том, что негусу приходилось либо пытаться постоянно и безуспешно мирить их друг с другом, либо вставать на чью-то сторону и "жистоко воевать" (тоже в основном безуспешно).

Эфиопы и эфиопки

Previous post Next post
Up