Испанская зараза - 29

Feb 18, 2020 11:31

Приход последних времен (начало)

Помимо Галисии с Астурией, куда французы просто решили пока не лезть (после Трафальгара владение крупнейшими морскими базами в Ла-Корунье и Эль-Ферроле резко перестало быть актуальным), и Каталонии, где "процесс был в самом разгаре", испанцы "еще держались" в Кадисе (на острове Леон) и в Эстремадуре, возле границы с Португалией, где присутствие сильной английской армии мешало французам с ними расправиться до конца. Однако именно осенью 1810 - зимой 1811 года ампиратор приказал уже-таки расправиться с английской армией и с Португалией, двинув на нее с двух сторон полчища Массены из Мадрида и Сульта из Севильи. В связи с последним движением под раздачу попали и испанские войска.



Генерал Мендисабаль

11 января 1811 года войска Сульта осадили крепость Оливенса. Перед тем Веллингтон советовал назначенному летом 1810 года командующему Левой армией (а фактически - всеми еще остававшимися вооруженными силами в Эстремадуре) маркизу Ла Романе (специально вызванному из Астурии) очистить крепость, ибо ее укрепления находились в плачевном состоянии. Маркиз переслал рекомендации своему подчиненному, генерал-лейтенанту Габриэлю де Мендисабалю Ираете, но тот не только проигнорировал их, но еще и усилил гарнизон крепости. Так что когда она капитулировала 23 января 1811 года после того, как французы пробили бреши в стене, в плен сдались примерно 4000 солдат.

После этого Сульт мог приступить к осаде сильной крепости Бадахос, которая была "воротами" в Португалию. 27 января 20 000 человек во главе с маршалом империи обложили город. Незадолго перед тем, 23 января 1811 года, у испанцев случилось еще одно несчастье - от аневризмы скоропостижно скончался Ла Романа, чью смерть тут же оплакал Веллингтон как "уход едва ли не единственного способного испанского генерала". Во главе армии оказался Мендисабаль, и очень скоро доказал, что незаменимые иногда бывают. Испанский генерал двинулся "на помощь" Бадахосу, располагая всего примерно 12 000 человек и 17 орудий, игнорируя настоятельные советы Веллингтона встать и окопаться на сильной позиции.



Битва у Геборы

В итоге 19 февраля 1811 года Сульт и Мортье с 7000 человек и 12 орудиями внезапно атаковали Мендисабаля у реки Гебора и наголову разгромили - потеряв всего около 400 человек убитыми и ранеными, они нанесли испанцам потери в 1000 убитых и раненых и 4000 пленных. Еще около 2500 человек бежали в Бадахос, который капитулировал 11 марта 1811 года - в плен попали в общей сложности около 8000 человек. Так испанцы потеряли и армию ("предпоследнюю"), и крепость, а у Веллингтона появился на ближайший год "геморрой", вокруг которого пришлось "плясать сложные танцы" - возвращение Бадахоса. Мендисабаль с горя оставил командование, рыдал и молил позволить ему служить простым солдатом (в конце концов, его послали в Астурию, где он более-менее успешно командовал вплоть до сражения в 1813 году у Сан-Марсьяля, восстановившего его репутацию).

Однако движение Сульта на Португалию неизбежно ослабило силы, блокировавшие Кадис - у маршала Виктора там оставалось что-то около 10 000 человек. Силы союзников в Кадисе доходили до 15 000, и было решено нанести удар - 4000 испанцев во главе с генералом Хосе Паскуалем де Зайясом и Чаконом перейдут по понтонному мосту из Кадиса и атакуют позиции Виктора с фронта, а 8000 испанцев и 4000 британцев под командой генералов Ла Пеньи и Томаса Грэма высадятся с моря на фланге французских позиций и ударят с заходом в тыл.



Генерал Ла Пенья

Десант высадился 23-27 февраля 1811 года в Тарифе и двинулся к позициям Виктора. Поскольку Ла Пенья, будучи генерал-капитаном Андалусии, был старше Грэма в чине (хотя, кстати, не по возрасту - шотландец родился на 18 лет раньше), он был назначен главнокомандующим и выбрал "длинную кружную дорогу". Войска союзников подошли к позициям французов лишь к 5 марта 1811 года, когда и началось сражение у Чикланы-Бароссы.

Фактически против французов сражался один Грэм - его войска стойко выдержали бешеную атаку дивизии генерала Жана Франсуа Леваля на холме у Бароссы, преподав очередной тактический урок "линия против колонны", и "сделали день" союзников. Виктор потерял 2380 человек убитыми и ранеными и даже на время очистил часть осадных линий. Однако ла Пенья проявил нерешительность, за которую его не устают до сих пор поносить все британские историки - он и сам отказался поддержать Грэма и во время его обороны, и после отступления французов, и Зайясу запретил помогать англичанам преследовать Виктора. Так что потери 1240 убитых и раненых англичан и 300 как-то всё же попавших "под раздачу" испанцев были напрасны - видя, что разозленный [без]действиями Ла Пеньи Грэм увел свои войска в Кадис, Виктор вернулся на линии, а когда увидел, что и испанцы уходят обратно - так вообще набрался наглости и заявил, что победил в сражении.



Сражение у Бароссы

Ла Пенью предали военно-полевому суду, но... оправдали, хотя и сняли с командования. Вусмерть посравшийся со всеми испанцами в Кадисе Грэм был отозван в главную квартиру Веллингтона (где смог принести куда больше пользы - герцог называл его своей "правой рукой"). А осада Кадиса продолжалась...

Испанская зараза

Previous post Next post
Up